Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Экономист Галым Байназаров дал советы критикам Евразийского экономического союза



Экономист Галым Байназаров дал советы критикам Евразийского экономического союза

Экономист Галым Байназаров дал советы критикам Евразийского экономического союзаЭкономист Галым Байназаров дал советы критикам Евразийского экономического союза. Г. Байназаров - советник Института общественной политики партии "Нұр Отан": "Простой совет критикам Евразийского экономического союза: прочитайте, наконец, текст договора!"


Будущее евразийской экономической интеграции, а также перспективы участия в ней нашей страны стали бурно обсуждаемыми тематиками в информационном поле Казахстана. Комментируют все: экономисты, политологи, финансисты, националисты, пользователи социальных сетей –  одним словом, все участвуют в дискуссии.   Обширная палитра участников полемики, касающейся Евразийского экономического союза, привела в итоге к тому, что изначально сугубо экономическая тематика приобрела «необъятно-универсальный» характер,  вобрав в себя все «мирские беды». Для политологов ЕАЭС – это геополитический проект Москвы, «потеря суверенитета» Казахстана. Для национал-патриотов – это прежде всего «потеря» национальной идентичности казахского народа. Для некоторых обывателей ЕАЭС – это причина роста цен на мясо и картошку.  В сложившейся ситуации очень сложно отделить факты от различного рода спекуляций и фобий, при этом очень часто аргументы подгоняются под заданные шаблоны.  Развеять мифы о мифах мы попросили известного экономиста, финансиста, первого председателя Национального банка Казахстана, который стоял у истоков введения национальной валюты, а сегодня советника Института общественной политики партии «Нұр Отан» Галыма Байназарова. Интервью прошло в кулуарах заседания Общенациональной коалиции демократических сил в Астане, пишет газета "Литер". ЛИТЕР-Неделя: Галым Байназарович, сейчас в СМИ и социальных сетях получила распространение целая группа фобий, касающихся евразийской интеграции. Мы бы хотели остановиться на семи основных. Во-первых, некоторые эксперты считают, что между Россией и Казахстаном не может быть равноправного союза. Г. Б.: Никто не отрицает, что Россия – пятая по величине экономика в мире. Однако по качественным показателям экономического развития Казахстан опережает Россию, о чем свидетельствует ряд глобальных рейтингов по конкурентоспособности национальных экономик. Например, в индексе глобальной конкурентоспособности, по версии Всемирного экономического форума, Казахстан занимает – 50-е место, Россия – 64-е, Беларусь – 94-е; в рейтинге глобальной конкурентоспособности, по версии Института менеджмента, Казахстан на 34-м месте, Россия – 42-м, Беларусь вообще не участвует.  Также  показательны примеры малых экономик Дании и Финляндии. Это малые экономики, которые не являются системообразующими в Европейском союзе. Но это не стало преградой для предпринимателей этих стран, экспортирующих по всему миру свои знаковые товары и услуги. Продукция производителей данных стран является эталоном качества в целом ряде отраслей (например, датские кондитерские изделия, финская сантехника или телефония). Как наглядно показывает опыт этих стран, близость к крупным центрам притяжения в первую очередь создает возможности для  процветания меньших партнеров. Хочу подчеркнуть, что в рамках создаваемого объединения создана четкая институциональная база, которая гарантирует реализацию интересов всех стран, вне зависимости от их экономического потенциала. То есть «права» у сторон абсолютно равные.   Судите сами: наднациональные органы ЕАЭС работают по известному принципу «одна страна – один голос». Все ключевые решения на уровне Высшего совета и Совета ЕАЭС принимаются на основе абсолютного консенсуса сторон, т.е. единогласно, что исключает возможность доминирования какого-либо государства. На руководящие позиции в высших органах Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – Совете и Коллегии ЕЭК – назначается равное количество представителей от каждой страны-участницы. Если хотя бы одно государство несогласно, то решение не принимается. ЛИТЕР-Неделя: Несмотря на аргументы власти, некоторые эскперты все же утверждают, что ЕАЭС – это политический проект, который направлен на ограничение других центров влияния.  Г. Б.: Начнем с того, что слово «экономический» присутствует в самом названии союза и, соответственно, закреплено в его уставном документе. Согласно первой статье проекта договора о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает «свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза».  К компетенции органов ЕАЭС относятся лишь такие направления, как таможенное администрирование, торговая политика в отношении третьих стран, политика в области конкуренции в рамках ЕАЭС, техническое регулирование и санитарные, ветеринарные, фитосанитарные меры. Таким образом, в проекте договора полностью отсутствуют такие положения, как, к примеру, проведение единой внешней политики, информационной политики, регулирование СМИ и т.д. С другой стороны, в этом вопросе важно не стать заложником игры слов. Ведь сегодня любому здравомыслящему человеку очевидно, что проведение четкой разграничительной линии между политикой и экономикой является очень сложным делом.  Задумайтесь сами: созданию ЕАЭС способствовала политическая воля руководства, которая, в свою очередь, базировалась на  учете конкретных экономических выгод. Политику, таким образом, можно увидеть везде, в зависимости от того, что вы понимаете под этим словом.  Многие критики ЕАЭС, говоря о политике, в первую очередь подразумевают геополитические интересы России в регионе. Но давайте зададим критикам ЕАЭС встречный вопрос: зачем Москве вторая структура для продвижения своих геополитических интересов в регионе, если уже существует ОДКБ, а также налажены стратегические двухсторонние отношения? Нет достаточных оснований для разговоров о том, что ЕАЭС является каким-то геополитическим проектом, направленным на вытеснение Китая, США, ЕС или каких-либо других игроков в регионе. Более того, не мешало бы напомнить о том, что экономические  интересы того же Китая или США представлены на хорошем уровне во всем регионе, к примеру в виде инвестиций или участия в крупных проектах.  Также первые четыре года опыта евразийской интеграции показали, что никакого негативного влияния на рост и потенциал торгового оборота с другими странами участие Казахстана в евразийской интеграции не оказывает. Товарооборот с КНР, например, впервые превысил оборот с Российской Федерацией, составляя сейчас свыше 17% от общего объема внешнеторгового оборота Казахстана.  ЛИТЕР-Неделя: Власти Казахстана полагают, что участие в ЕАЭС априори должно повысить конкурентоспособность нашей страны. Но определенные эксперты-аналитики полагают, что этого трудно достигнуть ввиду таких факторов, как сырьевой характер экономик евразийской тройки, неразвитость системы рыночной экономики  и т.д. Г. Б.: Никто и не говорит, что евразийская интеграция является ответом на все проблемы Казахстана и вхождение в ЕАЭС является абсолютной гарантией повышения конкурентоспособности казахстанской экономики. Интеграция –  это средство, если хотите, стратегический инструмент, которым нужно правильно воспользоваться. Развивая интеграцию со странами, с которыми у нас исторически сложились тесные кооперационные хозяйственные связи, мы создаем благоприятные условия для дальнейшего развития отечественного бизнеса и промышленного производства. Поэтому отечественному бизнесу нужно не бояться и не ждать стечения обстоятельств, а самому созидать свое будущее.  Конкуренцию никто не отменял, нашему бизнесу придется конкурировать с российскими и белорусскими компаниями, для того чтобы занять нишу на рынке в 170 млн человек. Правительством Казахстана приняты беспрецедентные меры по поддержке отечественного бизнеса. Это «Дорожная карта бизнеса – 2020», мораторий на проверки предпринимателей, инвестирование одного триллиона тенге из Национального фонда, системные меры по улучшению инвестиционного климата, кардинальному сокращению административных барьеров и т.д. В частности, помощь бизнесу выражается в удешевлении кредитов, подведении за счет государства инфраструктуры к новым проектам.  На 10 лет от уплаты корпоративного подоходного налога будут освобождены создаваемые новые предприятия с иностранным участием в сфере обрабатывающей промышленности. Кроме этого, продвижение казахстанского экспорта готовой продукции в рамках ТС, ЕЭП и далее в ЕАЭС является необходимым условием «закалки» казахстанских производителей в преддверии вступления нашей страны в ВТО.   ЛИТЕР-Неделя: Эксперты также выражают такое мнение, что в результате интеграции Казахстан станет сырьевым придатком России и Беларуси. Г. Б.: Сырьевой уклад казахстанской экономики – это исторически сложившаяся данность, и говорить, что с образованием ТС сырьевая составляющая казахстанского экспорта усилится, как минимум, неуместно. Официальная статистика лишь поддерживает данный аргумент: 93% экспорта РК приходится на страны, не входящие в состав евразийской тройки. Россия  не менее богата сырьевыми ресурсами, а нефть, газ и другие виды минерального сырья по качеству и ценовым позициям не уступают казахстанским аналогам.  Выбор Казахстана в пользу углубления экономической интеграции со своими партнерами по ТС обусловлен тем фактом, что евразийская тройка находится на примерно равном уровне экономического развития. В этой связи можно с уверенностью сказать, что Россия и Беларусь являются естественными и наиболее реальными направлениями экспорта отечественной продукции.  Развитие казахстанского экспорта в пределах ЕЭП может стать первым шагом к его расширению в глобальных масштабах. Так, экспортный потенциал Казахстана, накопленный в рамках Союза с использованием низких тарифных и нетарифных барьеров, можно впоследствии эффективно задействовать для получения конкурентных преимуществ на рынках третьих стран.  Ведь никто не будет спорить о том, что сегодня казахстанские производители не будут обладать высокой конкурентоспособностью, к примеру, на американском или европейском рынке. Для нас оптимальные рынки находятся недалеко от границ, и прежде всего в России с ее значительным населением.  Было бы наивно полагать, что образование ТС в одночасье решит проблемы сырьевого характера казахстанской экономики. Вместе с тем  за короткий срок действия евразийской интеграции (4 года) уже достигнут ряд позитивных моментов. Так, экспорт обработанных товаров в страны Таможенного союза в 2013 году по сравнению с 2009 годом увеличился в 2 раза (или на 1,6 млрд долларов США), составив 3,2 млрд долларов США. В результате доля обработанных товаров в экспорте казахстанской продукции выросла с 44,9 до 54,6 процента. Это очень хороший сигнал, который демонстрирует растущий потенциал отечественной промышленности. ЛИТЕР-Неделя: А что вы скажете на такое утверждение, что Евразийская экономическая интеграция не решит логистические проблемы Казахстана, так как определяющую роль играют другие вопросы (высокие затраты производства, коррупция и т.д.).  Г. Б.: Если говорить о коррупции на таможенных границах в качестве определяющего фактора в транспортных издержках, то создание единой таможенной территории привело  как раз к снятию таможенных постов и других барьеров для экспорта казахстанской продукции.  С другой стороны, географию никто не отменял. Казахстан был и остается внутриконтинентальной страной, которая испытывает значительные трудности в доставке своего экспорта на мировые рынки.  Исследования Всемирного банка показали, что 16 (то есть половина) из 31 внутриконтинентальных стран мира относятся к беднейшим нациям. Поэтому решение проблемы выхода к мировым рынкам остается ключевой проблемой для казахстанской экономики. Несмотря на это, Казахстан ставит перед собой амбициозные задачи по вхождению в 30 самых развитых стран. Территории России и Беларуси являются стратегическим мостом, связывающим Казахстан с Европой. В результате создания интегрированного пространства между Казахстаном, Россией и Беларусью с едиными таможенными тарифами, стандартами будет серьезно облегчена доставка казахстанской продукции на европейские рынки. Таким образом повысится конкурентоспособность нашего экспорта.   ЛИТЕР-Неделя:  Есть экспертное мнение, что ЕАЭС не является долгосрочным проектом и он может быть приостановлен после транзита власти. Г. Б.: Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Вступая в ЕАЭС, страны берут на себя ряд международных обязательств перед партнерами, которые должны выполняться, вне зависимости от субъективных обязательств.  С другой стороны, выбор в пользу евразийской интеграции не является отражением личных предпочтений, а основывается на объективных потребностях Казахстана, о которых уже много говорилось. Это в первую очередь необходимость в расширении рынка сбыта товаров, повышение инвестиционной привлекательности за счет объединения совокупных ресурсов, облегчение доставки казахстанского экспорта на мировые рынки и т.д. Создание Евразийского экономического союза – это не спонтанное и эпизодическое решение. Инициированный 20 лет назад Елбасы Нурсултаном Назарбаевым интеграционный процесс прошел уже на наших глазах три успешных этапа: от Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза до Единого экономического пространства.  В Стратегии «Казахстан-2050» поставлена задача по вхождению в 30 наиболее развитых государств мира, которые во многом благодаря активному участию в таких интеграционных объединениях, как Европейский союз, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и других, смогли занять ведущие в мире позиции.  Таким образом, ЕАЭС – это долгосрочный прагматичный проект, который основывается на конкретных экономических интересах страны, увязанных со стратегическими приоритетами и направлениями развития страны.  ЛИТЕР-Неделя: И наконец, ЕАЭС ограничит многовекторный характер внешней политики Казахстана.  Г. Б.: Вы знаете, у меня есть один простой совет всем критикам и комментаторам: прочитайте, наконец, сам текст договора!   На недавнем заседании Общенациональной коалиции демократических сил (ОКДС), куда я был приглашен в качестве эксперта, первый заместитель председателя партии «Нџр Отан» Бауыржан Байбек четко аргументировал все ключевые аспекты интеграции. Внешняя политика никак не затронута проектом договора о ЕАЭС. Проект договора о ЕАЭС ни в коей мере не препятствует реализации Казахстаном и в дальнейшем многовекторной политики. Так, согласно статье  «Соотношение настоящего Договора с иными международными договорами», ЕАЭС «не препятствует заключению государствами – членами международных договоров, не противоречащих целям и принципам Договора». То есть вступление в ЕАЭС никак не отразится на политических и других отношениях Казахстана с третьими странами. 



Источник: Сайт газеты «Литер»


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 19
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.482 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>