Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Казахстану нужны юристы-профессионалы



Казахстану нужны юристы-профессионалы

 

Есберген Алауханов, д.ю.н., профессор,

заведующий кафедрой судебной власти и уголовного процесса КазНУ им. аль-Фараби


 

За последние годы из вузов выпускается все большее число неквалифицированных юристов, при этом, многие выпускники не работают по специальности.

В Западной Европе в настоящее время проходят серьезные дискуссии по вопросам юридического образования. Многие страны его реформируют. Это, например, касается Германии, Италии, Франции.

Подобные обсуждения проводятся в Бельгии и, частично, в Голландии. Таким образом, казахстанские юристы не являются единственными, кто испытывает трудности в этой области.

Сегодня вузы нашей страны выпускают много юристов, как минимум вдвое больше общей потребности в юридических кадрах. А вот высокопрофессиональных, чья квалификация устраивала бы конкретную компанию, конкретный государственный орган, найти всегда непросто. Это могут подтвердить руководители министерств и ведомств, крупных корпораций и национальных компаний.

В Казахстане функционирует множество частных вузов и многие из них открывают юридические кафедры и факультеты. Несмотря на очевидное перепроизводство, высшее юридическое образование остается престижным и привлекательным для выпускников школ и их родителей. Считается, что не важно, будет или не будет выпускник работать по специальности, но диплом юриста в жизни пригодится. Этим пользуются действующие вузы, возникают новые, открываются платные факультеты, платные отделения для подготовки юристов. И люди несут туда свои школьные аттестаты. А заодно и деньги, чтобы это высшее юридическое образование получить.

С недавнего времени в КазНУ им. аль-Фараби практикуется дистанционная форма обучения по многим дисциплинам для студентов заочной формы обучения. В этом случае студенты не имеют возможности побеседовать с преподавателем по спорным вопросам, предложить свою точку зрения, вступить в дискуссию. Представляется, что дистанционная форма обучения при получении высшего юридического образования является профанацией. Стать юристом на расстоянии невозможно. Дистанционное обучение является формой выкачивания денег из родителей, а также из людей, которые пришли за вторым высшим образованием. Однако я отнюдь не предлагаю упразднить дистанционную форму обучения. Я считаю, что решением проблемы здесь должен быть не запрет дистанционного образования, а нахождение ниши для этого образования.

Одна из наиболее важных и необходимых мер в ходе реорганизации системы юридического образования - это борьба с коррупцией. В некоторых вузах можно не только купить положительную оценку на экзамене или зачете, но и поступить туда за деньги. Многие преподаватели, не стесняясь, называют сумму, которую необходимо заплатить студенту, дабы не быть отчисленным или получить хотя бы удовлетворительную оценку. О каком качестве полученного в вузе юридического образования можно говорить, когда зачастую студенты покупают дипломы и курсовые работы? Вузовская коррупция - не последняя причина массированного выпуска неквалифицированных юристов.

Одна из мер решения указанной проблемы - это создание у обучаемых антикоррупционной мотивации, этики, антикоррупционного стереотипа поведения. Конечно, в рамках учебного процесса можно показать студентам роль, которую играют в борьбе с коррупцией парламентский и общественный контроль, средства массовой информации и пр. И это надо делать. Однако в не меньшей мере здесь может помочь та самая производственная практика. В один день эта задача решена быть не может, но она вполне решаема. Надо «прививать» студентов от коррупции: на первом-втором курсах сводить в зону, показать конкретные дела конкретных людей, которые имели все - образование, статус, но поддались коррупционному искушению. Пусть студенты посидят с ними в камере несколько часов, поговорят о будущем. Я уверен, это будет действовать как профилактика. Далее, необходимо внедрить ведомственный или корпоративный заказ на подготовку юристов. Чтобы наши выпускники попадали на работу в прокуратуру, финансовую полицию, коллегии адвокатов.

Сегодня в нашей стране, к сожалению, на работу по юридической специальности люди с дипломом о юридическом образовании зачастую устраиваются «по знакомству» - по рекомендациям родственников, знакомых и пр. В Казахстане необходимо создавать такой кадровый фильтр, как «единый профессиональный экзамен для юристов», обязательный во многих странах Европы. То есть, заканчивая юридический вуз, каждый студент проходит государственную экзаменационную комиссию. Нужно кардинально улучшить качество оценки знаний, вводить в комиссию представителей общественности. Следует, кроме того, вернуться к практике не формального, а содержательного присутствия в госкомиссии представителей ведомства-заказчика. То есть тех, кто сидит и смотрит: вот этот, мол, мне подходит и этот подходит, а этот нет.

Собственно, квалификационный экзамен - это экзамен, который человек с дипломом юриста сдает по месту работы. Допустим, он пришел на работу в суд или в органы прокуратуры, или к адвокатам. И там, до истечения испытательного срока, он должен этот экзамен в обязательном порядке сдать перед профессионалами. Если будет введена такая практика, это сразу сгладит проблему перепроизводства юристов. Все просто: если ты не сдал квалификационный экзамен, ты не стал представителем избранной тобой профессии. Не меньший вес в реализации политики качества юридического образования имеет система управления служебной карьерой преподавателей, признание их социального статуса и финансовое обеспечение этого статуса.

Качество преподавательского персонала во все большей мере будет зависеть от его реакции на радикальные изменения в сфере информатизации и технологизации учебного процесса. В современных условиях необходимо широко использовать возможности новых информационных и коммуникационных технологий, реализовывать новаторские концепции и методы. Для улучшения юридического образования, приближения его к международным и европейским стандартам необходимо:

- завершить разработку и внедрение государственных стандартов высшего юридического образования с одновременным внедрением системы государственного контроля за уровнем профессиональной подготовки юристов;

- изучить состояние обеспечения юридическими кадрами с высшим образованием органов государственной исполнительной власти, правоохранительных, судебных, органов социальной зашиты населения и определить потребности в специалистах по уровням подготовки и специализациям;

- разработать и утвердить перечень должностей, которые могут занимать выпускники высших учебных заведений с юридическим образованием в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем;

- предусмотреть новые специализации в юридических учебных заведениях с учетом современных видов юридической практики;

- развивать международные связи в юридическом образовании, связанные с разработкой учебных программ и иных компонентов образования, направленных на интеграцию юридического образования в мировое образовательное пространство;

- создать гибкую разветвленную систему последипломного образования путем переподготовки и повышения квалификации специалистов по новым направлениям юридической науки и практики с оптимальными сроками, периодичностью обучения и обеспечением обновления его содержания;

- разработать и принять государственную программу поддержки издательств, выпускающих юридическую литературу.

Работы много. Но это благородный труд в интересах государства и наших граждан.

Сайт газеты «Юридическая газета»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 24
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.222 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>