Программа "Народное IPO", скорее, носит политический характер – экономисты. Не все эксперты разделяют оптимизм организаторов программы. |
В Казахстане стартует вторая волна реализация программы "Народное IPO". Известно, что в 2014 году планируется IPO KEGOC и Мангистауской распределительной электросетевой компании, в 2015 году – "Самрук-Энерго", "Казтрансгаза", в 2016 году – "Казатомпрома" и "Казахстан темир жолы". Дебютантом программы выступил трубопроводный оператор "Казтрансойл" и, по официальным оценкам, довольно успешно. Такую же эффективность в правительстве прогнозируют последующим игрокам. Однако не все эксперты разделяют оптимизм организаторов программы. Ее "успешность", считают они, можно расценивать по-разному, смотря какие цели при этом были достигнуты. Если говорить о повышении финансовой грамотности населения и интереса к рынку ценных бумаг, то этот процесс удалось сдвинуть с мертвой точки, пусть не так быстро и не в тех масштабах, которых хотелось бы. Если же рассматривать в плане пользы для экономики страны, то здесь возникает множество вопросов, вплоть до того, нужна ли нам вообще эта программа в том виде, в каком она существует? "В последнем случае у меня есть сомнения, - говорит глава Союза потребителей финансовых услуг "Финпотребсоюз" Айдар Алибаев, - потому что нет никакой информации о том, что стало с привлеченными в рамках этой кампании средствами. Первым проводил "Народное IPO" "Казтрансойл". Понятно, его акции сейчас находятся в положительном тренде, несут доходность их держателям, это вовсю афишируется. При этом нет никаких данных о том, как компания распорядилась деньгами граждан. Если она привлекает финансы, то значит они ей нужны либо для собственного развития, либо для разработки какого-то нового проекта, либо для других целей. Почему об этом умалчивается? Ведь эффективной программу можно назвать только тогда, когда собранные деньги принесли пользу национальной экономике". Уже известно, что в рамках IPO "Казтрансойла" было открыто более 40 тыс. счетов, что примерно составляет 0,4% от взрослого населения Казахстана. Это примерно в 4 раза больше, чем за 20 лет существования фондового рынка, однако этого недостаточно для того, чтобы кардинально изменить ситуацию и существенно увеличить средний класс, считают эксперты. По их мнению, хвалить "Народное IPO" можно в том случае, если удастся сократить неравенство благосостояния в стране. "Сумма дивидендов примерно равна той, за которую был продан пакет акций по "Народному IPO", - уточняет Айдар Алибаев. - Тогда какой смысл? Получается, что они одной рукой привлекли сумму - 20 с лишним миллиардов тенге, и ее же раздали?! Теперь неизвестно, что с этими деньгами будут делать держатели акций, возможно, вообще выведут их из страны. То есть я не вижу ответа на вопрос, насколько с пользой для государства были использованы привлеченные средства. Получается, что компании особо не нужны были эти деньги?! Скорее, можно сделать вывод, что эта программа носит политический характер. Просто надо было показать, что у нас есть смычка между народом и крупным бизнесом. Если так, то можно сказать, что цель достигнута…" Если рассматривать результативность программы глазами самих граждан, то и здесь мы не увидим особых результатов. Эксперты до сих пор констатируют очень низкую вовлеченность населения в "Народное IPO", и тому есть несколько причин. "Первая – это радужный взгляд правительства на наше население с точки зрения готовности инвестировать. Однако казахстанцы не готовы рассчитывать на длительный период. И вторая – очень слабая информационная подготовка всей кампании. Люди даже не знают всю эту терминологию, не пользуются ею. Плюс последняя девальвация, которая привела к ухудшению финансового положения компаний, а также неуверенность людей в будущем, что серьезно сдерживает инвестиционные настроения. Вообще по республике очень низкая культура накопления. Если это депозит, то обязательно в долларах, если вклад, то в недвижимость. И эта проблема не только казахстанских граждан, этим страдают все постсоветские страны", - отметил в интервью "Радиоточке" исполнительный директор Республиканского центра правовой помощи Руслан Джусангалиев. По прогнозам экономиста, в нынешнем виде программе грозит угасание. Он объясняет это тем, что поле ценных бумаг в Казахстане очень узкое и к настоящему моменту успело насытиться. "Сейчас программа пойдет на спад, - уверен он. - Те, кто хотел играть на рынке ценных бумаг, уже сыграли. А новые инвесторы придут только тогда, когда подрастет поколение, которому будет это интересно, которые увидят какую-то минимальную доходность. Здесь надо учитывать один очень важный момент. Рынок ценных бумаг для населения интересен только в том случае, если это квазигосударственный сектор. Ни одна частная компания не разместится в Казахстане, потому что у населения, к сожалению, нет в ней уверенности. И вы правильно подчеркнули, что именно правительство размещает ценные бумаги. Оно предложило - люди купили. Если бы вышел частный инвестор, я уверен, эффект был бы практически нулевой". "После "Казтрансойла" будет KEGOC, а дальше уже ничего не будет, программа выдохнется, - соглашается с коллегами финансовый аналитик Айдархан Кусаинов. – Да, будут предлагаться разные компании, где люди будут "прогорать". "Казтрансойл" и KEGOC – это те предприятия, которые никогда не умрут. Они грамотно вовлекают неграмотное население в игру с целью собрать их сбережения. Правила этой игры принципиально несправедливые. Я против "Народного IPO" в принципе, но надо отметить, что технически программа воплощается очень грамотно. Хотя наивно думать, что нацкомпании поделятся своими доходами. Эта все большая иллюзия…" В любом случае "Народное IPO" Казахстану нужно, подытоживают эксперты, но запустить программу следовало было несколько лет назад, тогда эффект был бы гораздо значительнее. "Программа необходима, во-первых, потому, что размещение даже небольшого пакета акций казахстанских госкомпаний вносит в какой-то степени оживление в фондовую биржу, которая у нас сейчас полуживая. Во-вторых, идет определенная работа с населением, пусть не в тех масштабах, в каких хотелось бы. Но худо-бедно брокерские компании, являясь проводниками этой программы, обеспечивают небольшой объем продаж, люди постепенно вовлекаются в процесс, узнают больше", - пояснил Айдар Алибаев.
Источник: Медиапортал «Радиоточка»
Время загрузки страницы 1.014 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |