В Алматы состоялась лекция Анель Азимхан «Досье Абу Насра». Идеи аль-Фараби сыграли важную роль в развитии философии. |
«Если бы я жил во времена Аристотеля, я был бы лучшим из его учеников». Именно эти слова великого аль-Фараби стали эпиграфом к лекции Анель Азимхан, доктора философских наук, профессора, президента общественного фонда «Абу Наср аль-Фараби ХХI», для студентов и преподавателей КИМЭП, а также для тех, кто не равнодушен к творчеству средневекового ученого-энциклопедиста. Мыслитель, родившийся в 873 году на берегу Сырдарьи в городе Весидж, внес неоспоримый вклад в историю мировой науки и культуры. Аристотелевский подход, согласно которому цель человека зависит от цели Вселенной, стал компасом для гениального философа. В этой связи он считает, что приблизиться к пониманию Вселенной можно через изучение совокупности наук. Аль-Фараби, разносторонний ученый, закономерности мира постигает через математику, астрономию, медицину, политику, гражданскую науку. О широте его мировоззрения сами за себя говорят его труды: «Философские трактаты», «Математические трактаты», «Социально-этические трактаты», «Логические трактаты», «О разуме и науке», «Историко-философские трактаты», «Естественнонаучные трактаты», «Трактаты о музыке и поэзии». Ученый оставил сочинения по всем отраслям знания. Был востребован в среде багдадских интеллектуалов как логик, знаток древних наук, философ, филолог, музыкант. Идеи аль-Фараби сыграли важную роль в развитии философии. Выдающиеся мыслители разных культур и эпох не теряли интереса к его философским сочинениям. Среди его учеников был христианский философ Йахья ибн Ади. Современник аль-Фараби, он видел и слышал выдающегося ученого, был одним из немногих теологов-христиан, к чьим высказываниям прислушивались мусульманские авторы. Учению аль-Фараби следовали Сиджистани и Таухиди. Сто лет спустя Ибн Сина в своей автобиографии отмечает, что без разъяснений, почерпнутых им в трудах аль-Фараби, метафизика Аристотеля была бы для него недоступна. Ибн Сина продолжил фарабиевское учение о пророчестве. Аль-Фараби оказал большое влияние на развитие философского знания. Его труды органично вписаны в европейский курс истории философии. Он был универсальным гением, знаковой фигурой культуры ислама в период так называемого «Золотого века». Многие проблемы знания, о которых говорил Второй Учитель, стоят на стыке разных наук. Неубывающий интерес к творчеству аль-Фараби наблюдается в ряде стран, которые были связаны с жизненным и творческим путем ученого: в Казахстане и Средней Азии, в Сирии, Иране, Ираке, Египте. Идеи аль-Фараби оказали громадное влияние на всю философскую культуру ислама, на мировоззрение образованной части мусульманского общества. Интересным фактом для аудитории на лекции было то, что Фараби внес значительный вклад в музыковедение. Его работа «Большая книга музыке» является важнейшим источником сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. Аль-Фараби дает развернутое определение музыки, раскрывает её категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение. По словам А.Азимхан, аль-Фараби прекрасно владел музыкальным инструментом «кипчак», и, очевидно, сам его изобрел. Жизненный, охватывающий более полувековой опыт странника, страсть к познанию, приводившая его к знатокам наук в Мерве и Багдаде, Харране и Каире, - дают основание говорить о его причастности ко многим системам знания и духовным традициям. В рамках гостевой лекции профессор Анель Азимхан презентовала книгу «Все дороги ведут в Туркестан», которую написала в соавторстве с академиком Карлом Байпаковым. Ознакомиться с книгой теперь можно в библиотеке КИМЭП. В издании на основе результатов археологических экспедиций и исследований духовного наследия выдающихся представителей средневековой исламской культуры прослеживается развитие истории Южного Казахстана. Край богат историческими памятниками, связанными с узловыми моментами истории и культуры Казахстана с древнейших времен до позднего средневековья. Достаточно сказать, что на территории ЮКО расположен город Туркестан с архитектурным комплексом мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави. Здесь величайший суфий осуществлял духовную деятельность. Рядом с его гробницей находятся захоронения казахских ханов, именами которых открывается история казахского государства. Специальные разделы посвящены наследию Яссави и его учителю Арыстан-Бабу. Отталкиваясь от богатых историко-археологических материалов, собранных исследователями на протяжении многолетних экспедиций, в том числе и под эгидой ЮНЕСКО, авторы рассказывают о феномене Отрарской цивилизации, где научный и духовный потенциал Абу Насра аль-Фараби занимает особое место. Его сочинения не потеряли своей остроты и на современном этапе. По словам Анель Азимхан, авторы книги надеются, что читатели почувствуют позитивные импульсы, которые сохранились в древних памятниках, в произведениях искусства, в духовном завещании наших предков: в уважении к познанию, разуму, высоким моральным принципам. Аскар Омаров
Источник: ИА «Zakon.kz»
Время загрузки страницы 1.141 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |