Астана, 23 февраля, Дом Мажилиса. На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Ирак Елекеев: «Поводом для беспокойства послужили многочисленные статьи в газетах, жалобы со стороны стипендиатов программы «Болашак» на проблему трудоустройства после получения высшего образования за рубежом. |
После проведенных бесед с выпускниками программы «Болашак» и небольшого анализа по поводу их проблем, вот к чему я пришел.
Около 30 тысяч казахстанских студентов обучаются за рубежом. Сегодня президентская программа «Болашак» - это бренд. Не сдают позиций в списке образовательных симпатий Великобритания, США, Франция и Германия. Учебные заведения этих стран привлекли наших ребят качеством обучения по техническим специальностям. И это вполне резонно - хорошие «технари» в Казахстане сейчас на вес золота. Следует отметить, что более 50% стипендиатов направляются именно на технические специальности.
Сотни парней и девушек отправляются за океан, чтобы получить престижное образование, вот только возвращаясь домой обладатели дипломов «с акцентом» нередко на первый план ставят амбиции и поэтому, на мой взгляд, остаются без работы. Строить карьеру с нуля, имея оксфордский диплом, по их мнению, несерьезно. Да и некоторые работодатели «стесняются» брать на работу таких «высокородных» специалистов.
Трудоустройство «болашаковцев» на сегодняшний день, на мой взгляд, является актуальной проблемой, так как государство тратит огромные деньги на их обучение и должно получить полную отдачу от своих вкладов в интеллектуальное будущее страны. Каждый стипендиат обязан внедрить полученное образование и опыт в экономику страны, в частности, именно в промышленное производство, нефтегазовую отрасль и новые технологии.
Необходимо вспомнить, как направлялись на работу специалисты в советское время. Проводилась огромная пропагандистская работа, направленная именно на то, чтобы молодые специалисты работали в производстве на местах. Помнится мне, что даже специалисты, получившие образование в престижном Институте «Нефти и газа имени Губкина», направлялись помощниками бурильщиков в нефтегазовую отрасль в регионах. И в этом не было ничего зазорного.
Сегодня же «болашаковцы» хотят работать только в Астане или Алматы на управленческих должностях.
На мой взгляд, Правительству необходимо перенять опыт советского периода и вести ту же пропагандистскую работу и говорить о пользе выпускников на местах, а при необходимости даже направлять их туда.
Иностранные компании привлекают зарубежных специалистов, ссылаясь на отсутствие таковых в Казахстане, хотя думаю, что наши стипендиаты ничуть не хуже иностранных специалистов. Необходимо объяснить «болашаковцам», что на всех управленческих должностей не хватит. И на такие должности могут претендовать специалисты, получившие опыт непосредственно на производстве.
Также считаю необходимым вести активную работу с работодателями, чтобы они отдавали предпочтение молодым специалистам, получившим образование за рубежом, нежели иностранным специалистам. Также большой вклад могут внести и неправительственные организации в выходе из сложившейся ситуации путем проведения различного рода ярмарок вакансий с привлечением выпускников и работодателей.
Еще одним из выходов считаю возможным создание повсеместно различного рода технопарков, в которых молодые специалисты реализовали бы свои возможности путем создания новых изобретений, которые можно в последующем продавать. За пример можно взять «Всесоюзное общество рационализаторов» в советское время.
Из вышеизложенного следует, что ничего нового создавать не надо, нужно просто поднять опыт советского периода и внедрить его с учетом нынешних реалий и без особых затрат.
В целом, несмотря на приведенные недостатки, целесообразность «Болашака» не вызывает сомнений. Но сейчас стоит задача реанимации изначального предназначения программы – содействие действительно талантливой молодежи в получении отличного образования за рубежом для последующего служения Родине. Здесь нужно кардинально пересмотреть весь процесс отбора и механизм практической отдачи от инвестиций. В частности, это касается ужесточения условий по компенсации затраченных средств в случае, если стипендиат на оправдал надежды, а также отработки по возвращении в республику, в том числе по месту прописки, а не только в Астане или Алматы.
Сфера применения знаний и умений, полученных за счет государства, должна быть строго регламентирована и распланирована в соответствии с потребностями республики. Наконец, коль скоро речь идет о формировании класса высококвалифицированных кадров, при этом взращенных в духе патриотизма, необходимо внести строгий ценз на знание будущими стипендиатами «Болашака» государственного языка – казахского.
Уважаемый Карим Кажимканович, какие работы проводятся Правительством в решении сложившейся ситуации. И что планируется еще сделать, чтобы помочь стипендиатам программы «Болашак» реализовать полученное образование и опыт в престижных учебных заведениях мира?».
(Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова -74-63-05. Фото Жаслана Куспанова. www.parlam.kz. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)
Сайт Парламента Республики Казахстан
Время загрузки страницы 0.321 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |