Наверное, к счастью для большинства казахстансцев, да и россиян тоже, приключенческий «шедевр» российского кинопрома в прокате с треском провалился. Приключенческие потуги создателей под названием «5 центурия. В поисках зачарованных сокровищ» в сторону «Индианы Джонса» имели весьма скромные сборы в кинотеатрах (чуть более 600 тысяч долларов против затраченных 5 миллионов) только в России. В СНГ фильм вообще не привлек к себе никакого внимания, чтобы выложить за билет определенную сумму. Лишь после трансляции сего «шедевра» по телевидению он, наконец, дождался определенной реакции… |
Чуть забегая вперед, стоит отметить, что самой бурной была реакция как раз со стороны граждан Казахстана. Для начала напомним сюжет картины, как он заявлен в официальной презентации: «Пятая центурия» – легкая и остроумная приключенческая комедия в стиле знаменитого сериала о похождениях Индианы Джонса. Пролог переносит зрителя в апрель 1945 года. Войска Красной Армии вплотную подошли к Берлину. Группе русских солдат, ворвавшихся в старинный замок, удается буквально из печи спасти загадочные артефакты – жезл, диадему, амулет, кинжал и браслет, которые немцы пытались сплавить в форме скипетра со свастикой. Солдаты – русский, казах, украинец, латыш и кавказец – поделили трофеи между собой. После этого действие переносится в наше время в Подмосковье. Мелкого афериста Потемкина, в очередной раз оказавшегося в участке, спасает загадочная блондинка-адвокат. Блондинка отвозит жулика в усадьбу к некому Генриху Росту, представившемуся нотариусом немецкого барона, которому когда-то принадлежали те самые пять артефактов. По словам Роста, ротой отбивших артефакты бойцов командовал дед Потемкина. Нотариус предлагает жуликоватому внуку разыскать разбросанные по странам бывшего СССР предметы и за вознаграждение в миллион евро доставить их ему…» Собственно, этого достаточно, чтобы иметь представление о картине. Остроумным фильм можно назвать с большим натягом. Но это уже дело вкуса. Гораздо занятнее выглядят сцены, повествующие о событиях в Казахстане. Честно говоря, посмотрев рекламный трейлер, вы ни за что не догадаетесь, что речь идет именно о Казахстане. Антураж, одежда, лица… Все это больше напоминает маленький городок где-нибудь на таджикско-афганской границе. Так бы и можно было думать, если бы на экране не была явно показана карта с маршрутом поезда и конкретными названиями: Караганда, Талдыкорган, Капчагай… Да, именно курортная зона в Алматинской области, где в реале компактно размещены зоны отдыха и казино, в фильме является одной из ключевых площадок для экшна и представлена весьма своеобразно. Достаточно того, что снимались «казахстанские сцены» в декорациях к фильму «Кочевник», события в котором развиваются в средние века. В «5 центурии…» данные декорации приспособили под современные казахстанские реалии. Местное население, как и представленный уклад жизни, выглядит, мягко говоря, странно: облаченные в стеганые халаты и чалмы представители сильной половины человечества, прекрасная половина в паранджах… Сплошной восточный базар вперемешку с каким-то лагерем боевиков, где суровые вооруженные бородатые граждане с прическами и в одежде, смахивающими по стилю на «Безумного Макса», охраняются вооруженными солдатами в прикиде «Казбата»… Иностранцев выгружают из автобуса под дулами «калашей», тщательно проверяя документы. На центральной площади «Капчагая» (напоминающего, как уже говорилось, Самарканд времен Тамерлана) перманентно бьются полуголые бойцы в довольно странном стиле. Причем, что немного радует, диким соревнованиям авторы «шедевра» все же придали международный статус, поскольку среди претендентов на победу сидят чернокожие качки из самых воюющих и нищих стран Африки. Казахская речь представляет собой некий суржик с кучей заимствований из арабского, персидского и абракадабрского… Вот таким видят современный Казахстан наши северные соседи.
Стоит отметить, что сценариста и режиссера картины, уроженца Клайпеды Руслана Бальтцера, вряд ли можно отнести к молодому непросвещенному поколению. 38-летний товарищ рос и среднеобразовывался в период СССР. Поэтому довольно странно, что он мог не знать, как живут соседи по социалистической коммуналке. Что уж говорить о продюсере Андрее Киме, который появился на свет вообще в 1963 году? Кроме того, он являлся кадровым офицером Вооруженных Сил России еще с советских времен. Так как же расценивать подобное «творчество» со стороны сих товарищей: заказ, небрежность, шалость?
Мы уже давно привыкли снисходительно относиться к трактовке жизни на постсоветском пространстве со стороны американского Голливуда. Помимо нашумевшего одиозного «Бората», так сказать, казахстанская тема звучала в целом ряде американских картин. В частности, в одной из серий «Лары Крофт» губастая Джоли прибыла в Казахстан вызволять из тюрьмы одного из своих потенциальных соучастников в спасении мира. При этом на фоне сибирских пейзажей казахстанская тюрьма представляла собой смесь замка Иф и ГУЛАГа и охранялась китайского вида солдатами в форме образца Советской Армии времен очень далекого поствоенного социализма. Зато заключенные были сплошь блондинистые, креативно татуированные (никаких тебе «крестов» или « Не забуду мать родную»), накачанные… американцы. Была еще картина «Роллер-бол», где кровавые схватки в выдуманном жестоком виде спорта проходили в… Таразе (тогда еще Джамбуле). Правда, голливудский Тараз на реальный мало был похож. Стоит ли говорить, что до сих пор российская жизнь в голливудском формате зачастую представляет собой компактное существование сплошь бандитов и проституток в соседстве с пьяными белыми медведями, обутыми в валенки и играющими на балалайках посреди промерзшей Красной площади. И подобные версии в самой России, как правило, встречались всегда довольно бурно, вызывая либо откровенное раздражение, либо знаменитое «Ну тупыыыыыыыыыыые…»
Альбина Ахметова
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.229 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |