Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Эксперты считают, что полуторопартийная идентичность: казахстанский путь к политплюрализму



Эксперты считают, что полуторопартийная идентичность: казахстанский путь к политплюрализму

Эксперты считают, что полуторопартийная идентичность: казахстанский путь к политплюрализмуЭксперты считают, что полуторопартийная идентичность: казахстанский путь к политплюрализму. В то же время важно отметить чрезвычайную «подвижность» современных политических процессов.


В последнее время в казахстанском общественно-политическом дискурсе обсуждаются тренды отечественной партийной системы. Причем, и партийные функционеры, и эксперты не только фиксируют сложившуюся де-факто полуторопартийность парламентской модели, при которой фактически проявлена доминирующая роль одной партии, а также обосновывают значимость и необходимость именно такой модели с позиций достижения устойчивого развития.  Вне сомнений, сохранение устойчивости общественно-политической системы в условиях глобальных реконструкций, в которые Казахстан вовлечен с необходимостью, как центр евразийского мира и состоявшееся государство, предстает главной ценностью приумножения государственного суверенитета. В то же время важно отметить чрезвычайную «подвижность» современных политических процессов, связанных и с глобальными, и с региональными особенностями, которыми невозможно пренебрегать. И дело заключается не только в стремительной изменчивости современного мира и ускорении времени, которые к этим изменениями приводят, но также и к объективно возникающим и субъективно создаваемым обстоятельствам глобального, регионального и национального срезов. В первую очередь, следует переосмыслить так называемую «особость» модернизационных процессов, характерных для суверенного развития, при которой в нашем опыте не работает простое перемещение концептуальных схем демократизации и либерализации. Достаточно заметить, что обсуждаемые модели полутропартийности были характерны для политической реальности последней трети прошлого столетия, в связи с чем возникает вопрос насколько они уместны (в проекции на жизнеспособность и долговременность) в первой трети нового тысячелетия? Насколько соответствует модель полуторопартийности темпам и задачам всесторонней модернизации, а самое главное – агрегирует ли такая модель спектр интересов формирующегося гражданского общества в Казахстане? Выделим некоторые контексты, на наш взгляд, проблематизирующие цели и задачи функционирования полуторопартийной модели для Казахстана. Известный тезис о приверженности курсу устойчивого развития, который был принят в Казахстане и состоял в приоритете экономических преобразований перед политическими, сегодня уже не вполне достаточен по ряду моментов, как внешнего, так и внутреннего порядков. В ситуации глобальных кризисов в стране произошло становление рыночного уклада, в той или иной мере укоренились либеральные ценности, формируется новая социальная структура, развивается гражданское общество с соответствующими институтами. Согласно динамичным изменениям казахстанское общество предстает довольно сегментированным, и для сохранения социумной целостности важна политическая сила, способная интегрировать разнонаправленные интересы населения. Действительно, в подобных условиях доминирующая роль партии, выражающей интересы самых разных социальных слоев, имеет право быть. Поэтому наличие и доминирование партии «Нұр Отан», которая периодически переживает процессы ребрендинга, разрабатывает как внутрипартийные доктрины, так и общественно-политические концепции, постоянно утверждая свою субъектность в качестве массовой партии, выражающей народные интересы, является в целом неоспоримым фактом. Партия, согласно социологическим мониторингам, самая узнаваемая и популярная и, в первую очередь, благодаря доверию народа политическому лидеру. Важно подчеркнуть и другое обстоятельство, которое вызвано стремительностью перемен, постоянно изменяет картину общественно-политических интересов, неизбежно приводит к определенной конфигурации партийно-политической структуры с достижением в ней субъектами политики определенных позиций влияния и ответственности. На своеобразном «партийном ринге» Казахстана в последние десятилетия появлялось несколько партий, которые с разной степенью успешности реализовывали декларируемые программные цели и задачи. Сейчас можно сказать, что «иных уж нет» и констатировать, что процесс партийно-политического строительства не развернулся в конкурентную многопартийность, в парламентской модели не привел к двухпартийности, а утвердил полуторопартийность. Не анализируя всего спектра обстоятельств и причин создавшейся конфигурации, перейдем к одному из срезов партийно-политического строительство, который связан с гражданским обществом. Казахстан в годы суверенного развития поставлен в довольно жесткие условия конкуренции, которые предопределяют «сжатие» сроков исторического времени, отведенных на коренные преобразования, включая политическую модернизацию. Демократизация общества необходимо предполагает интенсификацию политического процесса, его фоном сначала выступила деидеологизация, которая до сих пор проявлена в аполитичности массового сознания (что до поры до времени можно рассматривать в качестве фактора устойчивости) - с одной стороны и возрастающая гражданская активность (которая приводит к формированию субъектов гражданского общества, включая партии) – с другой. Переход к политическому плюрализму в условиях трансформации моноидеологических анклавов создает предпосылки для реализации тех или иных моделей политического строительства. Партии (в зависимости от обладания ресурсными потенциалом) оказываются конкурентными «игроками» не только в динамике выборных процессов, но и в периоды «спокойного» развития, когда ищут консенсус интересов в парламентских решениях или выступают с разными точками зрения по актуальным проблемам. Под политикой в данном контексте мы понимаем не только факторы принятия решений ее субъектами (такие, как политическую волю лидера, наличие жизнеспособных партийных институтов, конкурирующую политическую среду, зрелый политический класс, наличие и использование административного ресурса и др.), но и иные аспекты, связанные с направленностью политических усилий, результативностью декларируемых задач, отражением «реальной политики» в развивающемся гражданском обществе. Очевидно, что на современном этапе партия «Нұр Отан», достигнув стаус-кво ведущей парламентской партии в полуторопартийной системе, в то же время объективно сталкивается с необходимостью агрегировать бесконечное многообразие общественных и политических интересов, что открывает путь для развития институтов гражданского общества. А их функционирование в нынешних условиях актуализируется идеологической конкуренцией, напрямую связано не только с гражданской активностью масс, но и с наличием административного, материального ресурсов у явных и скрытых субъектов политики, которые, как показывает жизнь, из потенциальных могут быстро превращаться в реальных. Данный тезис косвенно можно обосновать деятельностью партии «Ак Жол», которая выступает как квазиоппозиционная политическая сила, но стремится перейти в разряд оппозиционной, инициируя, в частности, закон «О парламентской оппозиции». Более того, в обосновании ограниченных возможностей полуторопартийной модели важно учитывать, во-первых, реальные риски, связанные с синергетическим эффектом планируемых экономических кризисов как факторов геополитического влияния с целью нестабильности; во-вторых, требования международных институтов (которые выражают интересы глобальных политических игроков) по вопросам ускорения политической модернизации; в-третьих, достигнутый в массовом сознании паритет между осознанием необходимости решения экономических и политических задач развития Казахстана, связанный с реальной политизацией массового сознания. В ближайшем будущем наше общество ждет рост гражданской активности, что обязывает партию-лидера заранее строить деятельность на опережение вызовов, предусматривать риски, ведущие к нестабильности, уметь выстраивать межпартийный диалог и реально оценивать свои возможности влияния на общество, а главное – соизмерять груз политической ответственности за стабильное развитие, в соответствии с полуторопартийной системой в парламенте. Елена Бурова , гнс ИФПР МОН РК



Источник: ИА «Zakon.kz»


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 3
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.834 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>