СНГ умрет в Украине. В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект о денонсации соглашения о создании СНГ. |
Его зарегистрировал заместитель председателя фракции "Батькивщина" в Верховной Раде, экс-глава министерства иностранных дел Украины народный депутат Борис Тарасюк. Украина, как страна-основоположница Содружества независимых государств может окончательно похоронить и без того полуживое объединение, учитывая что Киев официально заявил, что готов выйти из СНГ в силу неспособности организации служить инструментом решения конфликтов между ее членами. СНГ и ее участники не отреагировали на требования Украины созвать экстренное заседание на уровне министров иностранных дел в связи с событиями в Крыму. Напомним, что СНГ было основано 8 декабря 1991 года в результате подписания «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», более известное как «Беловежские соглашения» и стало конструкцией всего постсоветского мира. По сути, образование СНГ обозначало собой крах прежней советской системы и стало точкой отсчета для новых независимых государств, однако судя по всему это конструкция, которая все последние годы признавалась неэффективной, окончательно надломилась и начинается новый этап для постсоветских государств. Казахстан также является членом СНГ и в еще в 1991 году была принята Алма-Атинская декларация о целях и принципах СНГ, после чего к Содружеству присоединились как РК так и еще 10 постсоветских государств. В объединение не вошли все прибалтийские республики, входившие в состав СССР. В 2005 году из СНГ вышла Туркмения и стала ассоциированным членом организации, а затем свое членство в организации приостановила Грузия. Именно на базе Содружества независимых государств было принято решение об организации договора о коллективной безопасности и разрабатывались основы евразийской интеграции, создавался Таможенный союз. В 2000-ых годах ряд стран объединения выражали недовольство функционированием межгосударственной структуры.Ранее в октябре 1997 Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина образовали альтернативное СНГ объединение ГУАМ. В апреле 1999 к нему присоединился Узбекистан, после чего он трансформировался в ГУУАМ. В 2002 в рамках организации была создана зона свободной торговли. Однако со временем ГУУАМ прекратил свое существование из-за разногласий в составе его участников. Примечательно, но базовые соглашения СНГ предусматривали принцип территориальной целостности, независимости и нерушимости границ всех вновь образованных государств. Поэтому, с началом полномасштабной перекройки границ стран бывшего СССР и само существование СНГ становится бессмысленным, а это образование скорее декоративным, так как одна из его основоположниц Россия уже открыто нарушила заложенные в его основу принципы и последующие договоренности, в том числе, Будапештский меморандум 1994 года. В связи с этим, денонсация договора об СНГ не кажется чем-то сверхординарным, а скорее наоборот вполне логично в сложившихся новых политических реалиях, когда договоренности в рамках Содружества уже ничего не значат, а признается лишь право сильного. Директор центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева считает, что в любом случае нынешние заявления, звучащие в Киеве о денонсации соглашения об образовании СНГ это лишь политическая игра, серьезных последствий от такого шага для Содружества, как организации, не будет. «Действительно, СНГ выступает больше декларативной политической организацией и не обладает реальными механизмами для решения возникающих проблем на постсоветском пространстве, и вряд ли выход Украины изменит ее положение и статус. Как в свое время заявил Владимир Путин СНГ - это организация для цивилизованного развода бывших республик СССР. Поэтому решение Рады Украины больше выглядит как попытка "пощекотать" нервы Москве, но не более. Ведь, если Россия делала бы серьезную ставку на эту организацию, то вновь не инициировала бы создание Евразийского Союза. Как говорят юристы, денонсировать международные договора можно, если такие нормы предусмотрены в самом договоре, в противном случае, это невозможно. Можно только аннулировать такой договор в одностороннем порядке. Если же исходить из Устава СНГ, то государство, желающее выйти из состава Содружества за 12 месяцев до предполагаемой даты выхода, должно известить в письменном виде участников. Поэтому Украина может выйти из состава СНГ, серьезных препятствий не будет», - отметила она. Эксперт Института Евразийских исследований Данияр Косназаров сказал, что выход Украины из СНГ является самым безобидным шагом в ответ на действия России. Верховной Радой был выбран не тот рычаг, чтобы как-то отомстить и "сделать больно" Москве. Выход из той или иной региональной организации - право каждого суверенного государства. А в СНГ можно состоять, но действовать так, как будто этой организации вообще не существует. То есть не особо принципиален вопрос выхода из этой структуры. Тем более, тогда, когда суровой критике подвергается даже ООН. «Крах СНГ отражает хроническое отсутствие легальных внушающих доверие механизмов, регулирующих взаимоотношения постсоветских государств. Отсутствие четких правил игры внутри самих государств - это следствие и результат недееспособности формата СНГ. Отсутствие норм и этики, тотальное доминирование силы только усиливают неприязнь к различного рода внутрирегиональным проектам внутри постсоветского пространства. Помимо этого, СНГ по задумке должно играть роль орбиты для новых независимых государств на основе общего прошлого и опыта совместной жизни. Неэффективность данной структуры отражает желание бывших советских республик идти дальше, не зацикливаясь на советском прошлом. Но даже те люди, которые хотят стать частью Европы, могут со временем разочароваться в ней. Современный мир просто уже некоторое время находится в подвешенном состоянии, когда старые ориентиры не работают. СНГ же не представлял какие-либо ориентиры, которые были бы нацелены на будущее», - сказал Косназаров. Также о постепенной смерти СНГ в условиях нарушения любых международных норм ее членами говорит и экс-дипломат Казбек Бейсебаев. Он считает, что СНГ свою роль, как организация по цивилизованному решению проблем после распада СССР уже выполнила. Украина, хотя является создателем СНГ, но не ратифицировала устав СНГ. Поэтому денонсация Верховной Радой договора ничего особо не меняет. Она лишь подтвердит то, что давно уже де- факто существует. СНГ свою историческую миссию выполнило. Эта организацию уже сейчас больше озабочена культурно-гуманитарными проектами, чем политическими, отметил он. Эксперт центра геополитических исследований "Берлек-Единство" Дмитрий Михайличенко подчеркнул, что, скорее всего, Верховная Рада решится на такой акт, как денонсация договора об СНГ. Сам по себе этот шаг обозначает еще одну линию разрыва с евразийской интеграцией и Россией. В этом же ряду стоит, и поспешное стремление Запада подписать политическую часть соглашения с Украиной по ассоциации с ЕС. «В сложившейся конфигурации возможный выход Украины из СНГ, инициированный Верховной Радой, находящейся под дулом евромайданщиков – это не главное. Запад и Россия в ситуации с Украиной руководствуются диаметрально противоположным пониманием легитимного. Впрочем, в Украине еще при Ющенко рассматривалась возможность выхода из СНГ, но тогда в Киеве не последовали примеру Саакашвили. В то же время, было бы неправильно утверждать, что Грузия особо ничего не потеряла, выйдя из СНГ. Например, торговый оборот со странами СНГ значительно уменьшился. Такой геополитический волюнтаризм негативно сказался, прежде всего, на торговых контактах и простых гражданах Грузии. Украина – это не Грузия: этнически, культурно и исторически украинцы наиболее родственный русским народ», - отметил Михайличенко. Координатор проектов по внешней политике Института мировой экономики и политики Аскар Нурша напомнил, что в отличие от других стран Содружества Украина не является государством-членом СНГ, поскольку не подписывала Устав организации. В то же время, она является государством-учредителем и участником СНГ, подписав наряду с Россией и Беларусью Беловежские соглашения 1991 года. Чтобы полностью выйти из организации, ей необходимо пройти формальную процедуру, как это сделала Грузия, приняв постановление парламента о прекращении действия в отношении Грузии учредительных и других соглашений СНГ, а затем, направив Исполнительному комитету СНГ ноту, в которой было проинформировано о решении грузинского парламента. СНГ сыграло свою роль как инструмент мирного распада СССР и размежевания постсоветских стран. Участие в организации не является обязательным. Однако многие постсоветские страны сегодня видят выгоду для себя в ней с точки зрения сохранения и поддержания торгово-экономических связей, культурного, образовательного и научного пространства. «У каждой страны СНГ своя специфика отношений с Россией, отсюда различие в подходах к СНГ. Украина на протяжении 20 лет добивалась создания на пространстве СНГ единой зоны свободной торговли. Однако из-за позиции России, подписанные в данной области документы, так и не заработали. Ухудшение отношений с Россией и невнятная позиция институтов СНГ во время «крымского кризиса» - ключевые причины для Украины сомневаться в необходимости оставаться в данной организации», - сказал Нурша. В любом случае денонсация соглашения об образовании СНГ и выход Украины, как страны основоположника Содружества сделает абсолютно бессмысленным дальнейшее существование этой и без того уже крайне неэффективной и малодееспособной организации. Аскар МУМИНОВ
Источник: Деловой еженедельник «КУРСИВъ»
Время загрузки страницы 0.272 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |