Почему цены в Астане на 15–20 процентов выше, чем в среднем по стране?. Еда в столице есть, но богатым недостает ассортимента, бедным недоступны многие продукты, а средний класс мечется между возможностями и желанием разумно тратить деньги. |
Объединяет всех недоумение: почему так дорого? Цены в Астане на 15–20 процентов выше, чем в среднем по стране. И это вполне логично, утешают власти горожан: ведь по статистике и доходы в столице больше – аж на 73 процента! Однако всякий раз на встречах с народом обещают цены “отрегулировать”. Только ценники их не слушаются. Чтобы не путаться в свистопляске сегодняшних цен, возьмем сентябрь 2012-го и прошлого года. Мука высшего сорта тогда стоила 134 тенге за килограмм, подорожала до 153, молоко пастеризованное со 158 поднялось в цене до 170, подсолнечное масло с 309 до 330 тенге. Это данные департамента статистики. Совсем плохо ведут себя цены на овощи в межсезонье. В ноябре 2012 года картофель стоил в среднем 76 тенге за килограмм, а в феврале 2013-го – уже 91 тенге. (Сейчас – 100.) Капуста – 83 тенге и 97 тенге соответственно. Морковь – 69 и 94 тенге за килограмм. А самый дешевый фрукт почему-то – заморский банан. Как только не пробовали “оседлать” непокорные цены! Закупали продукты в Стабфонд, но в столь малых количествах, что влияния на рынок эта мера не оказала. Обещанной продуктовой интервенции не случилось по причине нехватки овощехранилищ. Хотя выделенный из бюджета миллиард с лишним тенге освоили. Пельменями завалили Еще шесть лет назад была разработана программа по развитию продовольственного пояса вокруг Астаны. С целью обеспечить столичный рынок качественными отечественными продуктами. И – что важно! – недорогими, поскольку производиться должны они в трехсоткилометровом радиусе вокруг города. На что ориентировали 17 районов Акмолинской и 4 района Карагандинской области. Бодро стали образовываться новые предприятия и совершенствоваться старые, на что АО “Национальный управляющий холдинг “КазАгро” средств не жалело и не жалеет. Волшебные слова “продовольственный пояс” открывают линии финансирования, льготные кредиты. На 61 “опоясывающий” проект направлено 33,8 миллиарда тенге. 56 производственных объектов уже действует. А всего одобрены и получили право на жизнь 84 проекта на 44,9 миллиарда тенге. Это птицефабрики, производства по переработке молока, мяса, теплицы, овощехранилища. Есть даже проект по производству кумыса. Однако наблюдаются и некоторые перекосы: в самой Астане столько колбасных, кондитерских цехов, пельменно-вареничных производств, что магазины буквально завалены их продукцией. И при этом предприниматели жалуются, что мощности загружены лишь на треть: недостает сырья. Колбасу делают быстрее, чем растет стадо. Впрочем, как утверждают чиновники, усилия по созданию продовольственной безопасности столицы не прошли даром. – Сейчас собственное производство полностью покрывает потребность в муке, хлебе и макаронных изделиях, на 43 процента – в мясе, на 39 процентов – в молоке и молочных продуктах, на 97 процентов – в яйцах, на 77 – в картофеле и на 32 – в овощах. Все это повлекло снижение доли импорта из-за пределов продовольственного пояса с 72 процентов в 2011-м до 52 процентов, – не без гордости приводила цифры начальник отдела продобеспечения управления сельского хозяйства Гульмира ЕРМОЛДИНА. Однако депутаты маслихата сделали неутешительный вывод: несмотря на серьезные вложения бюджетных средств, цены неумолимо растут. Как исключить посредника? На пути от сельхозтоваропроизводителя до прилавка товар дорожает на 20–50 процентов. Цены накручивают посредники. Для которых при неразвитой системе логистики на казахстанском рынке – раздолье. В конечном итоге их прибыль зачастую выше, чем у фермеров. Но у них своя задача – связать два звена: товаропроизводителя и продавца. У последнего тоже свой интерес – получить прибыль. И не интересует его, откуда товар – из зоны продовольственного пояса, из отдаленных областей или вообще из дальнего зарубежья. Деньгам патриотизм не свойствен. Чтобы исключить из цепочки посредников, эксперты “КазАгро” предложили внедрить так называемую “товаропроводящую систему”. Суть ее в том, чтобы напрямую связать производителя и продавца. – Велосипед мы не изобретали,– поясняет зампредседателя правления АО “Казагромаркетинг” Нурлан МУХАМЕДЖАНОВ. – Адаптировали к нашим условиям опыт других стран – это автоматизация текущего бизнес-процесса. Заявка по электронной сети приходит и “садится” в операционную систему компании поставщика. Он смотрит заявку и подтверждает: да, в таком объеме, тогда-то, по такой-то цене поставит товар. Около 30 крупных компаний в нашем пилотном проекте уже так работают. Но это помогает в том случае, если у вас уже есть договор с торговой сетью. Тем, кто никак не может зайти на рынок, мы готовы помогать проведением промоакций, презентаций товара, выступать в качестве маркетологов. Можем дать совет – как, в какой упаковке, с какой ценовой политикой продвигать товар на рынке в своем сегменте. В числе наших предложений – создание оптовых сельхозрынков. Предполагается, что там будут несколько иные условия для продажи продукции, чем на базарах, где места выкуплены на год вперед, и хочешь не хочешь приходится сдавать продукцию посредникам. Что-то нет энтузиазма Весьма прохладно отнеслись к предлагаемому нововведению торговые сети и сами производители. Первых вполне устраивают посредники, с которыми отработаны связи и условия. Ведь сегодня посредник, как бы его ни ругали, – уже не просто перекупщик, а большей частью толковый менеджер. Вторые осторожничают, опасаются подпускать кого бы то ни было в свои операционные системы: мол, ну да, я сплю, а вы мои контакты, прибыль изучаете… А вот выйти на столичный рынок – для многих проблема. Руководитель ТОО “Бастау” из Атбасарского района Темирхан МУКУШЕВ рассказывает: – Мы не можем элементарно попасть на рынок Астаны со своим товаром. Сегодня идет откровенная дискриминация отечественного товаропроизводителя. Государство вливает огромные ресурсы в развитие сельского хозяйства, а оно остается на обочине. Глава фирмы “Родина” Иван САУЭР решение проблемы видит в возрождении системы продовольственной кооперации. В создании фильтра, куда мелкий фермер может сдать свою продукцию – самому ему стоять на рынке чаще всего просто некогда. Словом, пока производитель и продавец смотрят в разные стороны. Удастся ли “сосватать” их товаропроводящей системе – пока неясно. Во всяком случае произойдет это не скоро. Так что будем по-прежнему покупать импортную еду по непонятным ценам. А свое, отечественное, так и не увидим, хоть деньги тратим, и немалые.
Источник: Сайт газеты «Караван»
Время загрузки страницы 1.558 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |