Писатель Ауезхан Кодар: В основе возникновения казахского народа лежит монгольская империя. «Мәңгілік ел» исходит от «Мәңгу ил», а «Мәңгу ил» – это название монголов, которое в 1206 году выбрал Чингизхан. |
В гостях у Zakon.kz Ауезхан Кодар – казахский писатель новой волны, двуязычный поэт и драматург, культуролог и философ, литературный критик, переводчик национальной классики, главный редактор журнала «Тамыр». Ауезхан, хотелось бы поговорить с вами о последних событиях в жизни нашей страны. Итак, буквально недавно прошла девальвация или, как официально называют это в чиновничьих кругах, корректировка курса тенге. Как вы думаете, можно ли было избежать такой меры, насколько это было необходимо? - Конечно, это тяжелая мера и избежать ее было невозможно, поэтому и объявили девальвацию, причем объявили, как это присуще для нас, с такой помпой, как будто это невесть что, чуть ли не благо, а на самом деле это была просто безвыходная ситуация. Наш народ всегда славился долготерпением и управляемостью, и в этот раз еще раз продемонстрировал эти качества. Я иногда поражаюсь нашему народу, вроде ставят уже неразрешимые ситуации, тем не менее, одобрямс, все хорошо, как-нибудь выживем… Правда, небольшая горстка людей попыталась провести митинг и это вполне закономерная реакция, и это радует меня, радует, что есть люди, не желающие терпеть, которые хотят выступить со своим собственным мнением. Такие вещи нужно поддерживать, в том числе власти, потому что власть должна понимать, что она уже прошла тот критический порог, когда было всеобщее молчание, всеобщее согласие и теперь должна привыкать и к неудовольствиям, и к различным взглядам, и к открытому возмущению в обществе. По поводу «Мәңгілік ел» можно услышать разные трактовки, так откуда все-таки происходит этот термин? - Я тоже слышал много всяких трактовок «Мәңгілік ел» и не услышал ни одну исторически верную. «Мәңгілік ел» исходит от «Мәңгу ил», а «Мәңгу ил» – это название монголов, которое в 1206 году выбрал Чингизхан, когда его провозгласили Чингизханом. И тогда он сказал: «Моя страна будет называться «Мәңгу ил». «Мәңгу ил» означает «вечная страна» и это понятно, ведь их бог назывался «мәңгі көк тәңірі». И естественно, что страна, охраняемая таким могучим богом, сама должна быть «мәңгі», то есть вечной. Причем изначально в основе идеи этой вечности лежал культ династии Чингизхана, поэтому считалось, что дети, внуки, потомки великого императора Чингизхана достойны такой же власти. В средневековье это было вполне нормальное понятие, в том числе наивное упоение этой властью, но, думаю, не сейчас. В основе возникновения казахского народа стоит именно монгольская империя, мы возникли как двусоставной народ, состоящий из своих аристократов - чингизидов и қара ботан халық – простых людей, к которым относились все остальные казахи. Чингизидам полагались божественные почести. И тут - бац и объявляют вдруг у нас национальную идею, причем без всяких экспликаций, без всяких объяснений и обоснований. Просто «Мәңгілік ел» и всё, ешьте, как хотите. А на завтра все это повторяют, ни грамма сомнений, никаких других подходов, у нас все замечательно, у нас, наконец, появилась национальная идея, мы счастливы. А зарплата у нас появилась, повысилась? А гарантия учебы, достойного образования появилась? Меня всегда поражает, почему наши мужи государственные об этом не думают. Мне показалось, что все это было крайне неубедительно и неуважительно к общественному сознанию, к народу, захочет он этого или не захочет, воспримет или не воспримет. Такие вещи можно объявлять в каком-нибудь каменном веке, но не сейчас, когда на дворе 21 век. И чем дальше, тем наши дела идут примитивнее, как будто не было 20 лет суверенитета, как будто наши молодые люди не учатся за рубежом в самых престижных вузах. Только вроде успокоились, и тут выясняется, что Казахстан, оказывается, компрометирует суффикс «стан», что к этому стану принадлежат самые бедные мусульманские страны, поэтому не гоже быть нам станом, теперь мы должны быть Қазақ елі. Но, во-первых, это надо было делать еще в самом начале, а, во-вторых, кому мешает слово «Казахстан»?. Никому. Наоборот, оно всегда произносилось гордо. Так будет Казахстан переименован в Қазақ елі или нет, как вы думаете? - На мой взгляд, в переименовании Казахстана нет никакой необходимости, в этом нет никакой логики. У нас же много известных личностей, уважаемых людей, интеллектуалы, культурологи, профессора, академики. Почему они молчат? Когда смотришь на их дружное молчание, то невольно думаешь, что случилось с народом, что происходит, почему он перестал думать о себе? Может, в них атрофировалось достоинство или они потеряли веру в позитивное развитие своей страны, или еще какие-то причины. Не могу понять. Думаю, все эти явления - девальвация, Мәңгілік ел, Қазақ елі связаны между собой. Если раньше нам пытались хоть как-то объяснить, то сейчас вообще не пытаются объяснить. Как же мы опустились до этого, потеряли свое достоинство? Как дальше будет развиваться Казахстан с точки зрения истории? - Знаете, меня больше всего интересует период казахского ханства, потому что именно в этот период мы стали собственно казахами, но сейчас никто не интересуется этим периодом. Есть историк Темиргалиев, который связывает возникновение казахского ханства с Урус ханом, когда Золотая орда была в силе. А Жанибека и Керея он считает его потомками, и в этом плане я лично с большим уважением отношусь к ним. К сожалению, у нас наблюдается нигилизм по отношению к собственной истории, у нас почему-то думают, что казахские ханы какие-то никудышные. Я знаю только одного историка Ирину Ерофееву, которая, оказывается, является потомком Абулхаира и которая изучала казахских ханов с большой пристрастностью и высказала много интересных ценных вещей по этому поводу. Ну а раз женщина находит что-то в своих предках, то мужчины могли бы найти еще больше. Я знаю великий период Есим хана, Аблай хана, это действительно были замечательные ханы. А Касым хан какой был! А Хакназар! Это действительно были люди, которые заботились о своем народе, устраивали его жизнь и быт, жили его интересами и показывали блестящий образец кочевой демократии. Какие вопросы нашего общества волнуют вас больше всего? - К сожалению, сейчас нас всех охватило всеобщее равнодушие, пофигизм, и я очень беспокоюсь за будущее нашей молодежи, какими они станут в жизни, на каких ценностях сформируются, будут ли патриотами своей Родины. Я знаю, что многие болашаковцы после окончания учебы не возвращаются домой, остаются за границей, это плохо. Как вы думаете, попадет ли Казахстан в тридцатку самых лучших стран мира? - На это отвечу так - наши чиновники научились подделывать любые показатели и, мягко говоря, пользуются этим и я бы посоветовал им спуститься на землю грешную и не рисовать радужных картин, а быть более критичными к себе и более реалистичными. А что вы можете сказать о казахской интеллигенции, не вымирает ли она у нас? - Она просто физически умирает. Умирает как класс и при этом не выражает ни капли протеста, все считают, что у нас нет выбора, что все уже давно решено, хотя в этой жизни всегда есть выбор. В одно время я работал в системе институтов, в том числе возглавлял институт культурной политики, и меня поражало отношение чиновников к ученым. Они относятся к ним, как к каким-то колотушкам, как к инструментам, которые для этого нужны, а для этого не нужны, и тем самым лишают их многого. А ведь казахская земля богата талантами, настоящими учеными, но только никто не хочет с ними считаться. Что, на ваш взгляд, может стать причиной общественно-политического конфликта в Казахстане? - Для многих это очевидно, это вопрос о преемнике, хотя Казахстан – народно-демократическая республика и глава государства должен избираться на конституционной основе. То есть само понятие преемник у нас неконституционно. Вы не раз писали об отношениях русскоязычной и казахскоязычной части населения Казахстана. Читают ли они друг друга, понимают ли друг друга? - Действительно в этом плане я веду очень большую работу, я сам двуязычный поэт, публикую свои стихи на русском и казахском языках, и меня с большим удовольствием читает как казахская, так и русская аудитория и через мои русские стихи возникает интерес к казахским стихам. В принципе так и должно быть, через естественное проникновение культур мы взаимообогащаемся, растем, это всегда помогало казахам, возвышало их и в то же время они тоже чувствовали себя востребованными в этих двух культурах и вот этого лишаться не стоит, это не надо терять. Я не вижу никакой проблемы в многонациональности Казахстана, я не принадлежу к моно патриотам, которые живут лишь одним - «да здравствуют казахи» и всё. Я считаю, что государство это очень серьезное образование. Вот сейчас очень много хвалят наше благополучие. Думается, что это происходит от того, что у нас нет враждующих религий, казахи как народ к религии инферентны, да и советское время сделало народ не таким уж горячим к религии. У нас каждая диаспора довольна своей жизнью, имеет свой определенный мир, определенный участок и там отправляет свои дела. Возьмите хотя бы уйгуров, какой это дружный народ, как они живут. Или возьмите корейцев, с которыми нас судьба давно уже сблизила, и я все это считаю достоянием Казахстана, фактором, способствующим гармонии. Что касается прессы, то у русскоязычной аудитории есть возможность читать казахские материалы, в том числе через переводчиков, сравнивать и вступать в полемику, так что здесь тоже нет проблем. Торгын Нурсеитова
Источник: ИА «Zakon.kz»
Время загрузки страницы 0.419 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |