Павлодарский дом-музей фотографии Дмитрия Багаева нуждается в финансовой поддержке. Оригиналы уникальных фотоснимков о жизни казахов конца XIX - начала XX веков бережно хранятся в павлодарском доме-музее Дмитрия Багаева. |
Знаменитые фотографии «Девушки у юрты», «Алтыбакан», «Женщина у очага» и многие другие нашли свою популярность не только в СМИ, но и в социальных сетях. «Это единственный уникальный музей в Казахстане. Я даже не знаю, есть ли аналоги в России. Именно как мемориальный музей известному фотографу, краеведу, летописцу», - рассказывает директор дома-музея Багаева Талгат Адамов. Дом-музей Д.Багаева Небольшой частный дом в историческом центре города, где расположился музей фотографии, когда-то принадлежал самому Дмитрию Поликарповичу. Родился Багаев в 1884 году в деревне Туманы Вятской губернии, а в 15-летнем возрасте переехал в Павлодар к своему дяде Назару, который работал конюхом у знатного купца Дерова. Дмитрий Багаев «Он приехал в Павлодар и заинтересовался фотоделом, так как у одного из работников увидел фотоаппарат и попросил, чтобы его научили фотографировать. Он грамотно писал для того времени, так как у него было 5 классов приходской школы. Сначала он работал разносчиком документов, а потом учился в мастерской фотографов в Омске»,- говорит Талгат Жуматович. До наших дней сохранился пристроенный к дому фотосалон со стеклянным потолком, большое панно и предметы интерьера. Около этого зеркала перед фотосъемкой прихорашивались все дамы, приходившие в салон. Но самая главная ценность – это павильонный фотоаппарат 1907 года, который Дмитрий Поликарпович приобрел в 1928 году в Москве у известного фотографа Моисея Наппельбаума. «Население - малограмотное, воспринималось это с каким-то недовольством, отторжением даже. Когда он накрывался черной материей, Багаева называли шайтаном. На эффект вспышки тоже реагировали по-разному. Но он все-таки сумел их сфотографировать, запечатлеть на своих кадрах исторических», - отмечает директор дома-музея. Семья казахского бая Благодаря фотографиям Багаева до наших дней дошли кадры, повествующие о повседневном быте казахского народа. Кочевье «Не было постановочных кадров, у него не было возможности говорить людям. Будь-то «Пастух в поле», «Водоносы», «Женщина у очага». Сидит женщина у очага за большим котлом, готовит пищу, на голове у нее - кемешек, большое платье. Рядом стоит внук. Казахская женщина, в возрасте, она успевала смотреть за детьми, готовить пищу, управляться по хозяйству», - рассказывает Талгат Адамов. Женщина у очага Пастух в поле Уникальные кадры, сделанные Дмитрием Поликарповичем, позволяют понять всю боль и страдание казахов во время голодомора. Беженцы голодомора Голодомор «Фоторабота 1907 года, которая называется «По этапу». По Павлодарской степи из Омска под конвоем перегоняют в Семипалатинскую тюрьму политических заключенных. Сам Багаев шел за этим конвоем, пряча фотоаппарат в тулупе, рискуя жизнью и свободой. За то, что он фотографировал, его ведь тоже могли арестовать», - предполагает Талгат Жуматович. Фотография «Меновое поле» - практически единственное сохранившееся изображение большой ярмарки, куда приезжали люди со всего Казахстана, с Китая, с Сибири, с Алтая. На сегодняшний день работа нуждается в серьезной реставрации. Отличительная черта фотографа Багаева: он был по-настоящему народным фоторепортером. На его снимках запечатлены семьи знатных баев, к примеру, династии Шормановых, и жизнь простых людей. Валяние кошмы Сапожник Ловля стригунка Багаев особо трепетно относился к фотоработам из серии «Детство». Даже через века чувствуется, с какой любовью были сделаны эти снимки. Дети Ходунки Пастушки Детские забавы Алтыбакан Но самую большую популярность Дмитрию Поликарповичу принесли работы из серии «Рабочий класс». Он был частым гостей у рабочих соляных промыслов Прииртышья и шахт Экибастуза. А фоторабота «Шахтер Экибастуза» была даже опубликована в журнале "Советский Союз" и обошла весь мир. Ведь на ней изображен мужчина, который ежедневно лопатой перекидывал сотни тонн угля. Шахтер Экибастуза Транспортировка соли Увлечение фотографией постепенно переросло в огромный интерес к краеведению. И Дмитрий Багаев стал основателем и первым директором Областного историко-краеведческого музея. Дом-музей Багаева удалось сохранить благодаря энтузиазму павлодарских фотографов. Поэтому рядом с экспонатами мэтра здесь располагаются фотовыставки местных фотохудожников. Несмотря на то, что объект культуры находится на финансировании местного бюджета, средств на его содержание катастрофически не хватает. Не так давно здесь установили систему круглосуточного видеонаблюдения. При этом единственный в музее компьютер не выдерживает никакой критики. У сотрудников нет возможности выхода в интернет. А о том, что уникальные работы нуждаются в реставрации и «оцифровке», вообще говорить не приходится. Но на это есть свои причины. До недавнего времени львиная доля финансирования культуры уходила на памятники и стелы. Стоимость некоторых из них достигала 800 тыс. долларов. Айнур Коскина, Астана-Павлодар
Источник: ИА «Zakon.kz»
Время загрузки страницы 0.228 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |