Этот проект, над которым работает Казахстан совместно с китайской стороной, не имеет аналогов в мире. Такого еще никто и никогда в сфере торговли не делал. И в этом отношении проект поистине уникальный. Не было еще такого, чтобы две дружественные страны, связанные многовековой историей, пришли к совместному решению – построить на границах двух государств Международный центр приграничного сотрудничества, задачей которого является облегчить торговые отношения между гражданами и предпринимателями Китая и Казахстана. Уже к 2018 году здесь, на Хоргосе, раскинется на 528 гектарах целый «город» со своей инфраструктурой, коммунальными сетями, административными зданиями, выставочными помещениями и пунктами таможенного контроля. |
Сюда будут свозиться товары со всего Китая. И нашим предпринимателям уже не будет нужды пробивать себе визы для поездки в отдаленные китайские города. Достаточно будет приехать на Хоргос, выбрать понравившиеся товары, оформить заказ и ждать их дальнейшей доставки. Все намного упрощается. Физическим лицам можно будет приобретать товар для личного пользования весом не более пятидесяти килограммов и стоимостью тысяча пятьсот евро без растаможки. Что, безусловно, должно вызвать интерес у многих наших граждан. У тех же алматинцев отпадает нужда идти на барахолку, если всего в трех с половиной часах езды от города они могут приобрести товары по ценам китайских предприятий-производителей. Строительство МЦПС создает, таким образом, мощнейший инструмент для дальнейшего развития экономики нашей страны.
Кстати, не стоит думать, что в центре будут только китайские товары. Центр открыт и для казахстанских производителей, и для производителей и предпринимателей третьих стран. Это очень актуально в связи с созданием Таможенного союза.
И вот что по этому поводу думает аким Панфиловского района Ермек Келемсеит: «Все будущее нашего района, и в том числе города Жаркента, напрямую связано со строительством Международного центра приграничного сотрудничества. Через нашу территорию проходит автомобильная дорога Западный Китай – Западная Европа. Проектируется уже вся сервисная служба при этой дороге. А это где-то девяносто километров пути в нашем районе. Ведется строительство железной дороги до Хоргоса. А это тоже новые рабочие места для жителей нашего района. Не будем забывать, сегодня создаются новые рабочие места и на самом МЦПС для жителей прилегающих к Хоргосу поселков. У нас впервые за многие годы появились свободные рабочие вакансии. Люди уже не хотят идти на низкооплачиваемые должности. Мы не можем сегодня укомплектовать штат дворников. У нас на биржу труда никто не идет. Поскольку работа есть. Большое строительство с привлечением средств частных инвесторов будет вестись не только на территории МЦПС, но и на прилегающих землях. А это рестораны, гостиницы, сервисные центры».
На самом объекте
Если в начале девяностых многие жители покидали Жаркент и прилегающие поселки, отправляясь в поисках работы в Алматы и Астану, то сегодня этот тренд перестает быть определяющим. И люди вновь возвращаются к себе, на малую родину. Поднимается сельское хозяйство, набирает обороты приграничная торговля.
Сегодня всюду, даже несмотря на холодную погоду, ведутся строительные работы, идет засыпка грунта, возведены к этому времени здания КПП, пожарное депо, полицейский участок, котельная, комплекс административных помещений. Инфраструктура МЦПС завершена на восемьдесят процентов. Дело тормозят лишь морозы, так как строительные СНИПы запрещают проведение некоторых работ в холодную погоду. Но как только зима закончится, строительство возобновится в полном объеме. К тому времени здесь будут работать около тысячи рабочих. Я разговариваю с водителями «КамАзов» Сериком и Булатом, представляющими алматинскую подрядную организацию «ДЭУ». По их словам, работают они здесь вахтовым методом и зарплату получают своевременно. И здесь же в наш разговор вступает прораб ТОО «Келешек» Базарбай Кеткенбаев. «Мы строим медпункт, административное здание, проводим отделку АТС, возводим комплекс гаражей», – рассказывает он о работе своего товарищества. – Работаем согласно утвержденному графику. Предполагаем завершить строительство к 30 июня 2011 года».
Да будет свет
Мой следующий собеседник – вице-президент АО «МЦПС «Хоргос» Людмила Александровна Кайдаш, абсолютно контактный человек, способный увлеченно и долго рассказывать о своей работе. От журналистов у нее секретов нет. «На этот год запланирован первый запуск. Но это еще не ввод целиком всего комплекса, некоторые узкие места необходимо расширить. Что касается вопросов теплоснабжения, энергоснабжения, очистки канализационных стоков, то все эти вопросы будут решаться позднее, а пока запуск будет производиться по временным схемам. Самое главное сейчас – создание надежного контура охраны государственной границы.
МЦПС по окончании его строительства может стать одним из ключевых звеньев в структуре Таможенного союза. Те же россияне и белорусы знают о нас. И они готовы с нами работать. Россияне к нам приезжают. И уже есть несколько земельных участков на территории центра, куда будут вкладывать свои инвестиции представители российского бизнеса».
Не прячьте ваши денежки по банкам и углам…
Планируется, что уже первого июля 2011 года состоится открытие МЦПС. К тому времени будет практически подготовлена вся инфраструктура Международного центра приграничного сотрудничества, куда входит подача тепла, воды, электроэнергии. Здесь будут уложены асфальтные дороги, тротуары, проведено полностью озеленение. Инвесторам же остается только вкладываться в строительство зданий, складов, выставочных центров, гостиниц.
Поэтому уже сейчас можно сказать: государство большую часть своей работы сделало. И теперь дело за «малым» – за представителями крупного и среднего бизнеса нашей страны. Государство предлагает им новый гарантированный источник дохода. А уже нашим бизнесменам решать – нужны ли им дополнительные прибыли...
Комментарий сенатора Гани Касымова: «То, что МЦПС строится, и то, что создаются новые рабочие места в приграничных районах – это, безусловно, хорошо. Вы посмотрите, что происходит. У нас уже сегодня практически перенаселены такие города, как Алматы, Шымкент, Кызылорда, где в пригородах ведется бессистемная застройка. А в то же время все приграничье пустует. И это происходит не только на границе с Китаем, но и на границе с Россией, Туркменистаном, Узбекистаном. В то время как нам прежде всего надо думать об обеспечении безопасности наших границ. Через границы идет наркотрафик, контрабанда, проходят на нашу территорию нежелательные элементы. А нас это как будто не беспокоит.
Мы выработали и направили в правительство специальную программу, предусматривающую меры по развитию нашего приграничья. Но ответа пока так и не получили. Вы говорите, создаются рабочие места на Хоргосе. А где тем же рабочим прикажете жить, если земельные участки стоят баснословных денег? И в этом отношении некоторые наши акимы напоминают собаку на сене. Сами землей не могут толком распорядиться, но и бесплатно ее гражданам не передают. В то время как надо заселять приграничье, поощрять внутреннюю миграцию в эти районы. В конечном счете, это вопрос государственной безопасности.
Серик МАЛЕЕВ, фото автора, Алматы – Хоргос – Алматы
Комментарий заместителя руководителя департамента таможенного контроля по Алматинской области Александра Малянова:
– В начале текущего года я посетил данный приграничный объект. Вице-президент АО «Хоргос» Людмила Александровна Кайдаш показала нам все объекты МЦПС «Хоргос», деятельность которых предполагает взаимодействие с таможенными органами, и рассказала о ближайшей перспективе функционирования центра. Как мне показалось, эти планы весьма реалистичны. Конечно же, МЦПС в том виде, в котором задумывался изначально, начнет работать весьма не скоро. Это грандиозный объект, который требует колоссальных инвестиций и достаточно много времени для их реализации. Однако настрой новой команды руководства МЦПС вселил в меня оптимизм, и я поверил, что уже в этом году центр будет запущен в эксплуатацию, пусть даже пока в усеченном формате.
Пассажирский сектор контрольно-пропускного пункта МЦПС «Хоргос», который предполагается к открытию уже в июле текущего года, поразил меня своими масштабами. Безусловно, это здание намного современнее и просторнее аналогичного здания на действующем пункте пропуска «Коргас». И если, как мне сказали, павильон пассажирского сектора таможенного поста «Коргас» построен по проекту речного порта, то павильон МЦПС мне показался больше похожим на аэропорт.
Что касается вопросов эксплуатации нового КПП, то можно сказать следующее. На мой взгляд, для полноценного обеспечения государственного контроля пассажиров, товаров и транспортных средств, перемещаемых через границы МЦПС, потребуется создание нового таможенного поста со своим штатом и структурой. И в КТК МФ РК над этим уже работают.
Думаю, что перераспределение потоков товаров, которое предполагается в связи с открытием МЦПС, позволит частично снизить нагрузку с таможенного поста «Коргас». В настоящее время с китайской стороной уже существует договоренность о проведении с 1 апреля текущего года эксперимента по изменению режима работы пунктов пропуска «Коргас» РК и «Хоргос» КНР с 8- на 12-часовой рабочий день и с 5- на 7-дневную рабочую неделю. Все это вкупе снизит очереди на действующем пункте пропуска и сократит время прохождения государственного контроля пассажирами и водителями транспортных средств.
Кроме этого, хотелось бы развеять ошибочно бытующее мнение о том, что в последующем любой желающий сможет завезти в Казахстан с территории МЦПС без таможенного оформления любые товары в рамках установленных весовых и стоимостных норм. Такие льготы распространяются исключительно в отношении товаров для личного пользования. Коммерческие же товары будут проходить такую же таможенную очистку, как если бы они ввозились из КНР. Поэтому недобросовестным коммерсантам, которые надеются, что в связи с открытием МЦПС у них появится лазейка ухода от уплаты таможенных платежей и налогов, советую забыть про эту идею. Поскольку оформление таких товаров будет производиться в общеустановленном порядке.
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.239 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |