Казахстанские живописцы в массе своей к живому, про которое надо писать, подходят выборочно - для них живо лишь то, что живо расходится по клиентам, а не лежит годами в складской пыли. Горы, речки, жайляу, кони... И вечный той. Оразбек Есенбаев таких работ тоже не чурается - а то живо писец наступит, - но он же делает и актуальные работы на темы, которые его волнуют. А волнует художника очень многое: от казахской бездеятельности до сложной творческой судьбы отечественного парламента. Есенбаев - деятельный мастер. Преподает в академии моды «Сымбат», там же параллельно открыл бесплатный кружок для всех желающих. Участники курсов уже провели две выставки внутри академии - и если поначалу занятия посещали пять студентов, то сейчас их уже 25. |
Сам Оразбек-ага тоже участвовал в разных экспозициях и собирается весной, если найдутся спонсоры, открыть «персоналку». Не факт, правда, что на нее попадут некоторые из его особо острых работ - слишком они интригующие для весны. Особенно 2011-го.
- Мне хочется как-то помогать собственному народу, - говорит Есенбаев. - С политической точки зрения этого сделать не могу - я не политик. С финансовой тоже - я не олигарх. Но я художник и могу своими картинами как обращать народ к прекрасному, приучать к культуре, так и заострять внимание земляков на разных ошибках.
Под «ошибками» художник понимает, например, отсутствие гражданского самосознания у большинства своих соотечественников. Есенбаев посвятил этой теме работу, на которой изобразил типичного казахстанца, мирно лежащего на кровати под крышей дома своего.
- За окном проходят выборы, Олимпиада идет или еще что-то, а ему все равно,- поясняет художник. - Ни о чем его голова не болит, и ни в чем он не хочет участвовать, потому что думает, что ничего не сможет изменить. Лежит, ест китайскую лапшу и курит американские сигареты. К сожалению, это образ жизни многих казахстанцев.
К чему приводит такой образ жизни, можно проследить по другой картине Есенбаева, где крутой джип большого чиновника проносится мимо простого человека, забрызгав того грязью с головы до ног, а гражданин ничего не может сделать, кроме как выругаться. Это, по мысли автора, экстраполяция всей общественной ситуации: народ ничего не может сделать с властью, и ему остается только материть ее.
С тем, кто виноват, кажется, понятно. А что делать? На этот непростой вопрос Оразбек-ага дает ответ в картине «Аяз би»:
- Однажды хан позвал всех своих 40 визирей, дал им 40 гусей и сказал: «Ощипайте их, но не убивайте. Откормите, а потом приведите обратно». Визири не знали, что делать - ведь ощипанные гуси умрут, - и обратились к мудрецу Аяз би. Тот позвал визирей к себе, накормил их, а одежду сжег. Потом отвел 40 жирных голых визирей обратно - «Вот твои умные советники». После этого хан сделал Аяз би своим помощником.
- А почему у визирей на груди следы от современных галстуков?
- Это ведь наш парламент! У меня одна мечта есть - чтобы пришел такой вот Аяз би и растряс наших толстых депутатов. Они же вообще о народе не думают! Отрастили животы и сидят, президента хвалят.
Кстати, Аяз би потом сам стал ханом. А став правителем, поставил старый сапог у своей новой юрты, чтобы всегда помнить, откуда он вышел. У нас ведь быстро это забывают: чуть разбогател, должность получил - и крышу сносит.
Подобных холстов у Есенбаева много.
Вот, например, «Геморрой» - о человеке, который сидит на унитазе, тужится и никак не может выдавить из себя раба.
Или триптих «Мне по...» - про индифферентность населения.
Есть даже холст, посвященный некоему абстрактному правителю, который хотел стать бессмертным и править вечно. Сказочный сюжет, в общем.
Подобного рода картины, естественно, не продаются - но это тот случай, когда искусство творится без оглядки на карман:
- Никто не купит мои работы сейчас. Но, может быть, в будущем они найдут свое место в музее и кто-то захочет их посмотреть. Хотя, признаться, я уже устал писать про наши недостатки - бьешься, как о стену, а толку нет. Надо, наверное, с бОльшим оптимизмом на жизнь смотреть.
Сайт газеты «Время» Время загрузки страницы 0.846 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |