В Карагандинской области судьи специализированного суда по уголовным делам, где рассматриваются исключительно дела по тяжким преступлениям, внесли в областной акимат заявку на 50 тысяч присяжных заседателей. Самый главный критерий отбора – чистая совесть, незапятнанная репутация, королевская пунктуальность и высокая дисциплина. Как оказалось, в большинстве своем кандидаты либо не желают, либо не в состоянии исполнять свой гражданский долг. Практически ни один судебный процесс, который должен состояться с привлечением присяжных заседателей, не проходит со стопроцентной явкой присяжных. Дисциплина у них крайне низкая. Более того, частенько среди присяжных встречаются люди с судимостью, психическими отклонениями или не достигшие 25 лет. А между тем обвиняемые пользуются такой слабостью судебной системы и требуют, чтобы их судили исключительно присяжные заседатели, а не один профессиональный судья. Волна таких заявлений в суд пошла после того, как сразу по трем уголовным делам прозвучали оправдательные вердикты. |
В Карагандинской области – острый дефицит присяжных заседателей с чистой репутацией, королевской пунктуальностью и высокой дисциплиной. Судьи специализированного суда по уголовным делам, где рассматриваются исключительно дела по тяжким преступлениям, подсудным присяжным заседателям, бьют тревогу.
– Практически ни один судебный процесс, который должен состояться с привлечением присяжных заседателей, не проходит со 100-процентной явкой присяжных. Дисциплина у присяжных крайне низкая, – сетует председатель специализированного суда Бейбут Алибеков. – Наказания путем привлечения к административной ответственности эффекта не дают. Есть и другие факторы, мешающие нормально работать институту присяжных. Одна группа кандидатов не желает исполнять свой гражданский долг в силу ряда обстоятельств: наличия малолетних детей, нуждающихся в уходе больных родственников, непрерывной работы. Другая группа не может судить людей по причине наличия судимости и психических отклонений. Кто остается?
А тем временем желающих среди обвиняемых, чтобы их судили исключительно присяжные заседатели, а не один профессиональный судья, масса. Волна таких заявлений в суд пошла после того, как сразу по трем уголовным делам прозвучали оправдательные вердикты.
К примеру, в Караганде уже более месяца не может начаться суд над Евгением Малявиным, которого КНБ обвиняет в незаконном провозе через границу Казахстана психотропных веществ. Причина – подсудимый хочет, чтобы его судили присяжные, но сформировать состав присяжных у суда не получается. На предварительном слушании выясняется, что один заседатель состоит на учете у психиатра. Потом выясняется, что другой присяжный плохо слышит и видит, затем вдруг заболевает третья заседательница. Кем заменять освободившиеся места?
– Недавно прокуроры Балхаша и Каражала выявили в списках кандидатов психически нездоровых людей и лиц, не достигших 25-летнего возраста, – говорит Бейбут Алибеков. – Акиматы, занимающиеся формированием списков, работают безответственно. Также мы обнаружили в списках своего коллегу – действующего судью и начальника областного департамента юстиции Мурата Абилова. Как это понимать? Акиматам прекрасно известно, что юристам нельзя быть присяжными заседателями. Это лишний раз доказывает, что списки формируются безответственно, кандидатов не проверяют в центрах правовой статистики.
На 2011 год спецсуду по уголовным делам Карагандинской области требуются 50 тысяч присяжных заседателей. Заявка в акимат уже внесена. Как известно, присяжные исполняют гражданский долг не бесплатно – они получают зарплату, равнозначную заработной плате судьи.
Айнур БАЛАКЕШОВА, Караганда
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.227 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |