Зачем государство хочет продавать акции компаний, входящих в фонд «Самрук-Казына»? Сколько денег было вывезено нелегально из Казахстана за последние 10 лет? Не рухнет ли казахстанская экономика после вступления страны в ВТО? Эти и другие вопросы мы задали известному экономисту, заместителю директора Центра анализа общественных проблем Канату БЕРЕНТАЕВУ (на снимке). - Канат Базарбаевич, в интервью нашей газете вице-премьер Ербол ОРЫНБАЕВ сказал: «Наша система здравоохранения очень сильно отстала от тех преобразований, которые произошли в экономике» (см. «Я за рубежом не лечился», «Время» от 3.2.2011 г.). Что же это за уникальные преобразования экономики в целом, от которых отстала отечественная медицина? |
- Трудно навскидку вспомнить хоть один реализованный проект, который вывел бы Казахстан на новый уровень научно-технологического развития. И это при обилии «умных» программ: Стратегия индустриально-инновационного развития, Программа форсированного индустриально-инновационного развития, «30 корпоративных лидеров» и т.д.
По сути, в Казахстане распались как многоотраслевые комплексы, так и отдельные отрасли, многие производства оказались на грани выживания. По многим видам продукции объем производства не только не достиг дореформенного уровня, но даже уровня 1970-х годов! Например, в свое время было закрыто уникальное производство углеродного волокна в Лисаковске. Оно выпускало термоизоляционную обшивку для корпуса космического корабля «Буран». Сейчас эта продукция могла бы найти применение в ряде отраслей нашей промышленности. Вместо этого на территории завода разместили десятки предприятий малого бизнеса. Такая же картина - в других промышленных городах.
По-настоящему уникальные преобразования у нас произошли только в сфере торговли - в частности, в строительстве супермаркетов.
- На прошлой неделе министр экономического развития и торговли Жанар АЙТЖАНОВА объявила: Казахстан вступит в ВТО в первом полугодии 2012 года. Как вы считаете, не рухнет ли тогда все казахстанское производство - дорогое и неконкурентоспособное, ведь со вступлением в ВТО на наш рынок вроде бы должны хлынуть дешевые товары?
- Здесь есть один интересный момент. Противники Таможенного союза и Единого экономического пространства прогнозируют катастрофические последствия региональной интеграции. Но в таком случае присоединение к ВТО представляет для Казахстана угрозу на два-три порядка выше, чем создание ЕЭП. Однако противников вхождения во Всемирную торговую организацию практически нет! Между тем за последние 20-30 лет нет ни одной страны (за исключением Китая), которая, став членом ВТО, перешла бы из разряда развивающихся в число развитых. А вот создание ЕЭП предоставляет Казахстану реальные шансы в рамках этого регионального образования существенно продвинуться в своем научно-технологическом и социально-экономическом развитии.
Казахстанская экономика после присоединения к ВТО, с моей точки зрения, не рухнет. Во-первых, ключевые предприятия Казахстана - это сырьевой сектор, а он уже давно интегрирован в мировую экономику, и присоединение к ВТО не скажется на его деятельности. Во-вторых, угроза малому предпринимательству также несущественна: его развитие сдерживается не конкуренцией со стороны других стран, а низким платеже-
способным спросом населения.
В-третьих, Казахстан в ВТО вступит не в одиночестве, а согласованно с Россией и Белоруссией.
- Недавно американская некоммерческая исследовательская организация Global Financial Integrity, занимающаяся отслеживанием нелегальных финансовых потоков по всему миру, опубликовала рейтинг стран, «отличившихся» в уводе капиталов за границу с 2000 по 2008 год. Из Казахстана, по их данным, за этот период было вывезено 126 миллиардов долларов (см. «Великое переселение у.е.», «Время» от 22.1.2011 г.). Как вы считаете, насколько близка эта цифра к реальности?
- Она, на мой взгляд, несколько занижена. По моей оценке, только ежегодная природная рента в добывающем секторе достигает 5-6 млрд. долларов. Что это такое? Это - дополнительный сверхдоход. Он складывается из того, что на каких-то месторождениях из-за благоприятных природных условий себестоимость добычи нефти значительно ниже, чем на других. Таким образом, добытчики эту прибыль присваивают, хотя должны вернуть в казну. По моим подсчетам, за 10 лет этот доход составил около 60 млрд. долларов. Это во-первых.
Во-вторых, случается, у нас используют заниженные цены при экспорте сырья и его поставках аффилированным фирмам. Условно говоря, если мировая цена на нефть - 90 долларов за баррель, то некоторые наши нефтедобытчики продают ее по 70 долларов. Но - только на бумаге. Фактически нефть реализуется за те же 90 долларов, а $20 разницы присваивается где-нибудь в офшоре. По самым скромным подсчетам, мы за 10 последних лет экспортировали не менее 500 млн. тонн нефти. Если брать занижение продажной цены хотя бы на уровне 5-6 долларов за баррель, то, по моим подсчетам, из страны было вывезено не менее 20 млрд. долларов, причем на законных основаниях!
В-третьих, добавьте к этому завышение цен на приобретаемые товары и услуги, которые представляют аффилированные фирмы. Наконец, в-четвертых, надо учитывать различного рода откаты и комиссионные при заключении контрактов. Этот перечень можно продолжить. Так что, я считаю, нелегально вывезенный капитал за последние 10 лет составил около 300 млрд. долларов.
- Канат Базарбаевич, на днях министр финансов Болат ЖАМИШЕВ заявил, что уже в марте начнутся продажи акций «голубых фишек» - компаний, входящих в состав фонда «Самрук-Казына». Как вы считаете, в чем истинная подоплека этого массового вывода госкомпаний на фондовый рынок?
- Ясно, что простые люди не смогут купить более или менее значимые пакеты акций этих предприятий. Всем известно, что в нашей стране реально и в полном объеме собирается один негласный налог - коррупционный. Он складывается из откатов при проведении госзакупок и тендеров; практически узаконенных взяток; расхищения и нецелевого использования бюджетных средств и средств национальных компаний. По некоторым оценкам, объем «коррупционного налога» сейчас достигает 1,5-3 млрд. долларов в год. Эти деньги сосредотачиваются в среднем управленческом звене, представители которого не имеют возможности беспрепятственно вывезти их за рубеж. И с этими средствами что-то надо делать. Проводить очередную легализацию капитала? Но трудно будет объяснить народу, почему регулярно - через 5-6 лет - нам приходится «амнистировать» грязные деньги.
Так что затея с «голубыми фишками» связана не только с желанием привлечь дополнительные инвестиции в национальные компании. Не похоже это и на заботу о простом народе: у большинства людей нет денег для игры на фондовом рынке. Я прослеживаю здесь желание легализовать теневой капитал уже через фондовый рынок.
Сайт газеты «Время»
Время загрузки страницы 0.367 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |