В ближайшее время казахстанские мусульмане будут праздновать Курбан-айт, в ходе которого принято думать о благополучии в семье и о соотечественниках. Пышный стол и обилие угощений станут главными атрибутами предстоящего мероприятия, который в Казахстане, где проживают представители 17 конфессий, приобретает свое особую ценность и значение. Покорность и милосердие Курбан-айт считается одним из значимых мусульманских праздников, который начинается на 70-й день после окончания поста – оразы. Исчисление, согласно лунному календарю, ежегодно изменяется с разницей примерно в 10 дней. В переводе с арабского это «праздник жертвоприношения». Считается, что тот, кто выполнил курбан-шалу (принес в жертву одно из животных: овцу, корову, барана или верблюда. – Ред.), обеспечил семье благополучное существование, которое понимается и в широком контексте как благополучие для всех. |
В этот день у каждого мусульманина должен быть накрыт дастархан, поскольку к нему в любую минуту могут зайти гости или представители духовенства. Кроме своих близких и родных, он не должен забывать и о тех, кто живет в нужде, угостить их. Таким образом, праздник формирует среди людей традиции покорности и милости.
«И то, что сейчас Рождество и Курбан-айт стали выходными днями, сняло многие проблемы. Как известно, раньше, чтобы отметить праздник, соблюдая все обряды, многим приходилось отпрашиваться с работы», – говорят представители духовенства.
На 1 января 1989 г. в нашей республике действовала 671 религиозная община 20 конфессий и деноминаций, а на 1 января 1995 г. их уже было 1180 почти 30 конфессий и деноминаций, т.е. за 6 лет общее количество объединений выросло почти в 2 раза. Это не только показатель возрождения религиозных ценностей в казахстанском обществе, но и индикатор эффективности политики государства. С одной стороны, оно соблюдало право граждан на вероисповедание, с другой – сумело сохранить политическую стабильность на фоне стремительного роста численности верующих.
О внимании государства к духовной сфере говорит и тот факт, что еще в 2011 году на базе комитета по делам религий Министерства культуры было создано Агентство по делам религий. Тем самым усилился статус. Не секрет, что главная задача агентства – укрепить существующую в стране межконфессиональную модель, обеспечить права граждан на свободу вероисповедания и взаимодействие с религиозными объединениями, а в целом – гармонизировать отношения между верующими.
Но не будем забывать, что устои современной религиозной модели развития были заложены на заре независимости, когда в Казахстане появились первые законы, которые регулировали религиозную деятельность конфессий, гарантирующие права и свободы гражданам. И, конечно же, Конституция, которая наряду с этим декларировала светский характер государства, являющийся приемлемым для поликонфесиональной страны.
Как отметил на рубеже веков президент Нурсултан Назарбаев, Казахстан «не будет государством, исповедующим религиозные принципы во внутренней и внешней политике, и тем более не может быть речи о создании партий на религиозных платформах». Но при этом Главу государства всегда можно встретить в мечети и церкви, в ходе празднования мусульманского Курбан-айта или православного Рождества.
Модель стабильности
Для Казахстана Курбан-айт приобретает особое значение. В стране в согласии и мире проживают представители 17 конфессий, что в наше тревожное время является уникальным явлением и конкурентоспособным преимуществом страны.
Религиозная модель развития страны – это изюминка независимого Казахстана. В советское время по идеологическим причинам религиозные чувства граждан сдерживали.
Поэтому нам приходилось все начинать с чистого листа. За короткий по мировым меркам период в Казахстане возникло свыше 5 тысяч мечетей, в то время как в советское время их было всего 63, а доля мусульман, по данным переписи населения 2009 года, выросла до 70 процентов.
Модель обеспечивает политическую стабильность в нашей стране и в Центральной Азии. За более чем 20-летнюю историю независимости в Казахстане не было отмечено какого-либо серьезного инцидента на религиозной почве. Благодаря этому нам удалось создать благоприятную не только политическую, но и экономическую атмосферу. Об этом говорит тот факт, что Казахстан является лидером по притоку инвестиций. Как известно, деловые люди не сорят деньгами, предпочитают вкладывать средства в надежные страны. Кроме того, они с охотой работают в тех государствах, где сформировалась комфортная обстановка в обществе и доброжелательное отношение к представителям других культур и верований.
Казахстанская религиозная модель способствует развитию «мультикультуризма» и толерантности в обществе. Считается, что такие качества среди населения в ХХI столетии будут определять конкурентоспособное преимущество страны на мировой арене. В этом смысле у нашей республики имеется задаток для лидерства. Кроме того, такие качества среди населения, как толерантность, выступают цементирующей основой для укрепления доверия между гражданами. И, если верить американскому исследователю, общества, где имеется высокий уровень доверия, отличаются высокой самоорганизованностью, лучше справляются с трудностями и оказываются более отказоустойчивыми во время кризисов.
Также казахстанская модель межконфесионального согласия улучшает имидж страны на внешней арене и снижает репутационные риски. Не удивительно, что наша страна проводила у себя саммит глав государств ОБСЕ, выиграла престижный конкурс на проведение выставки ЭКСПО-2017 и стала узнаваемой на глобальной арене.
«В течение 15 лет, – отметил экс-президент Франции Жак Ширак, давая оценку нам, – Казахстан стал страной, имеющей стабильные институты и динамичную экономику. Он также стал членом мирового сообщества, осознающим ответственность на региональном и международном уровнях, что демонстрируют ваши многочисленные инициативы, в том числе по созыву СВМДА, по развитию диалога между религиями и культурами, в отношении которых Франция всегда проявляет свою солидарность».
Вызовы столетия
Но, говоря о преимуществах такой модели развития, следует помнить и об угрозах современного мира, где религиозный фактор, с падением «идеократических» режимов, выходит на первый план. Практически большинство современных конфликтов связано с религиозным фактором или быстро приобретают такую окраску. Взять, к примеру, Сирию, где в разгар «арабской весны» на повестке дня значился политический вопрос – отставка президента Б. Асада, а сегодня страна сталкивается с проблемой исламизации.
В этом смысле казахстанская модель снижает подобные риски, которые могут не только дать о себе знать, но и подорвать устойчивое развитие страны. А что это такое? Среди прочего это и рост качества жизни населения, усиление «человеческого капитала», и планы по вхождению в число конкурентоспособных стран мира.
Глобализация представляет не меньшую угрозу. Развитие средств коммуникации, распространение Интернета и наличие глобальных массмедиа ведут к тому, что сегодня формируется общемировое информационное пространство, где вынуждены уживаться между собой духовные ценности многих народов. Правда, как показывает опыт, далеко не всегда речь идет о «мирном сосуществовании». Религиозный скандал, который в середине 2000-х годов преподносился на Западе как торжество либеральной прессы, на Востоке восприняли как оскорбление чувства верующих. В итоге целый регион погрузился в атмосферу насилия.
Есть еще одно обстоятельство, которое также обращает на себя внимание. По мере роста влияния СМИ особое значение приобретают репутационные риски, которые несут ущерб развитию целых регионов. В глобальной медиасфере стал формироваться образ воинственного ислама. Причем такие выводы носят предвзятый и утрированный характер. Но очевидно, что от такого ярлыка никому не становится легче жить.
Вполне возможно, что современные общества переживают предродовые боли, свидетелями которых мы являемся. По оценкам экспертов, по мере усиления глобализации на исторической арене должен появиться новый человек – продукт «мультикультурного общества». С одной стороны, он толерантно и с уважением относится к представителям других культур, с другой – оберегает и лелеет культуру своего народа. Вопрос в том, как далеко распространяется толерантность и где начинаются протекционистские функции.
Ответ на поставленный вопрос должен быть получен в ближайшие десятилетия. А пока идет сложный процесс поиска нового баланса, который зачастую сопровождается всплеском насилия в разных уголках мира. К счастью, Казахстан проходит этот путь без кризисов и рецидивов.
Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ,
Марат МАМАЕВ,
фото Павла МИХЕЕВА, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.581 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |