АСТАНА. 3 февраля. КАЗИНФОРМ /Мейрам Байгарин/ - В Казахстане на системной основе проводится работа по совершенствованию налогового законодательства, целью которой является создание благоприятных условий для развития предпринимательства. В то же время, некоторые виды предпринимательской деятельности, в силу своей особой значимости с точки зрения безопасности и здоровья населения, требуют особого подхода при их регулировании со стороны государственных органов. Одним из таких видов предпринимательства является деятельность по производству и обороту алкогольной продукции. О том, какие новшества ожидаются в области государственного регулирования производства и реализации алкогольной продукции, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает начальник Управления администрирования акцизов Налогового комитета Министерства финансов РК Айбек Паяев |
- Айбек Минаимбекович, в течение многих лет депутаты Парламента, медики и представители общественных организаций говорят о необходимости ужесточения законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции - в связи с ростом потребления алкоголя в нашей стране. Какие законодательные меры по регулированию оборота алкоголя предлагает ваше ведомство?
- Действительно, в настоящее время в вопросах государственного регулирования и контроля в области производства и оборота спирта и алкогольной продукции имеется много проблем - работа субъектов предпринимательства не транспарентна, существует «пошаговая» доступность алкоголя, происходит недопоступление налогов в местные бюджеты и другие факторы, требующие коренного пересмотра и изменения.
В этой связи Глава государства в 2010 году поручил Правительству РК изучить международный опыт стран по государственной монополии производства спирта для введения его в Казахстане.
Рабочая группа, созданная распоряжением Премьер-Министра РК, детально изучила данный вопрос, и основной вывод из представленного анализа сводится к тому, что в странах, в которых отсутствует государственная монополия, существует жесткий режим контроля на этапе реализации алкогольной продукции, а в странах, в которых присутствует государственная монополия, реализация продукции менее подвержена ограничениям.
Правительство РК, рассматривая вопрос по монополии в контексте с уменьшением теневого оборота, увеличением поступлений налогов в местные бюджеты и введением положений, обеспечивающих соблюдение законодательства, пришла к выводу, что на первоначальном этапе необходимо дальнейшее совершенствование законодательства путем существенного ужесточения требований к производству и обороту спирта и алкоголя, усиления административной и уголовной ответственности за несоблюдение законодательства. На основании результатов, полученных рабочей группой, Правительство РК приняло решение разработать существенно новый законопроект. Такой законопроект прямого действия «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» разработан Министерством финансов РК. В настоящее время он проходит процедуру согласования с заинтересованными госорганами, и до 1 марта 2011 года должен быть внесен в Правительство РК.
- Какие задачи стоят перед государственными органами в соответствии с этим законопроектом?
- В целом, задачами государственного регулирования деятельности в области производства и оборота спирта и алкогольной продукции являются защита жизни и здоровья человека, охрана окружающей среды, а также защита экономических интересов Республики Казахстан. В частности, государственные органы должны создавать условия, исключающие незаконное производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции. Кроме того, должны быть созданы условия для повышения конкурентоспособности казахстанской продукции. И наконец, государственные органы должны обеспечивать соблюдение законодательства в указанной области деятельности.
- Какие новшества, касающиеся реализации алкогольной продукции, содержатся в законопроекте?
- Согласно законопроекту, розничная реализация - это продажа алкогольной продукции для ее потребления или некоммерческого использования, осуществляемая в специализированных магазинах или специализированных отделах, а также в барах, кафе и ресторанах. Условия, минимизирующие «пошаговую» доступность алкогольной продукции, будут созданы, в соответствии с законопроектом, путем функционирования, кроме баров, кафе, ресторанов, и нижеследующей сети, в которой будет осуществляться продажа только алкогольной продукции. Это специализированные отделы в торговых домах, специализированные отделы в магазинах, специализированные магазины. Следует отметить, что продажа алкогольной продукции - лицензируемый вид деятельности, которая должна соответствовать квалификационным требованиям.
При этом квалификационные требования, предъявляемые к розничной продаже алкоголя в указанных объектах торговли, едины и регламентированы непосредственно в законопроекте.
- Какие меры предусмотрены для того, чтобы уменьшить доступ к алкогольной продукции для несовершеннолетних?
- Во-первых, согласно нормам, предусмотренным Кодексом РК о здоровье народа и системе здравоохранения, запрещена реализация алкоголя лицам, не достигшим 21 года, и установлено время их продажи. Законопроектом предусмотрено ограничение доступности алкогольной продукции в пространстве, а также однозначное толкование и применение норм законодательства. Так, кратчайшее расстояние от границ здания стационарного помещения объектов торговли до границ земельных участков детских учреждений и учебных заведений должно быть не менее ста метров.
Также, указанные спецотделы должны соответствовать определенным требованиям, например, площадь торгового зала будет дифференцирована в зависимости от административно-территориальной единицы, а также иметь обособленные отделы для продажи только алкоголя.
- Какой уполномоченный государственный орган будет выдавать разрешения на открытие «спецмагазина»? Какие санкции будут применяться в отношении предпринимателей, незаконно торгующих алкогольной продукцией?
- Для осуществления деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции требуется наличие лицензии на хранение и розничную реализацию алкогольной продукции, которую с 1 января 2011 года выдают налоговые департаменты областей, городов Астана и Алматы. Субъекты, осуществляющие незаконную реализацию алкогольной продукции, будут привлекаться к уголовной - статья 208 УК РК, или административной ответственности - статья 163 КоАП РК.
- Будет ли ограничиваться количество торговых предприятий, реализующих алкогольную продукцию?
- Никаких ограничений нет, количество объектов торговли не лимитируется, единственное условие - соответствие правилам и нормам лицензирования, установленным в законопроекте.
- Не слишком ли много у нас магазинов, продающих спиртное?
- Для сравнения: в Норвегии один такой магазин приходится на 30 тысяч человек; в Исландии - на 15,9 тысячи человек, в Финляндии - на 6,3 тысячи человек; в Швеции - на 4,5 тысячи человек; во Франции - на 3 тысячи человек. В Казахстане один магазин приходится на 400 человек.
- Отразится ли принятие нового Закона на стоимости алкогольной продукции для конечных потребителей?
- Законопроектом не предусмотрены нормы, регулирующие стоимость продукции. Следует отметить, что в настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан установлены минимальные розничные цены на водки и водки особые, крепкие ликеро-водочные изделия и прочие крепкоалкогольные напитки. Законопроектом предлагается вместо этого установить минимальные цены субъектам, осуществляющим производство, оптовую и розничную реализацию только водок и водок особых.
Объемы продаж законопроектом также не регулируются.
Национальное информационное агентство «КазИнформ»
Время загрузки страницы 0.302 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |