Правительство РК обяжет трудовых мигрантов из соседних стран выплачивать по $30 налогов в месяц, но эксперты сомневаются, что это выведет их из теневого сектора, передает Министерство финансов определило сумму ежемесячных выплат со стороны трудовых мигрантов за право их пребывания на территории Казахстана. Напомним, еще в феврале этого года депутаты мажилиса парламента приняли в первом чтении поправки, предложенные Министерством внутренних дел в законодательные акты, регулирующие порядок пребывания в РК иностранной рабочей силы из ближнего зарубежья. |
Согласно поправкам в Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции», гастарбайтеры могут легализоваться в Казахстане, получив разрешение на трудовую деятельность, максимальный срок действия которого – один год.
По истечении этого времени они должны будут выехать за пределы страны и вновь въехать, если захотят продолжать работать в РК.
Однако за пребывание на территории Казахстана трудовые мигранты из соседних стран, а эта норма будет распространяться только на граждан тех стран СНГ, у которых с Казахстаном безвизовый режим, ежемесячно должны будут выплачивать государству сумму, эквивалентную 2 МРП. То есть порядка $23. Эта мера, по мнению мажилисменов, позволит упорядочить незаконную трудовую миграцию и пополнить бюджет. В среднем от нововведения казахстанская казна может получить на первых порах до 10 млрд тенге в год, а если удастся узаконить всех мигрантов, то сумма может достигать от 50 до 80 млрд тенге в год.
Министр финансов Ерболат Досаев, комментируя нововведение, отметил, что анализ ведомства показал, что в среднем трудовые мигранты в РК получают около 50 тыс. тенге в месяц.
«Если учесть, что индивидуальный подоходный налог (ИПН) у нас не платится на минимальную зарплату, это 18 660 тенге, то за минусом этого суммарно выплата получается примерно 3 400 тенге, которые должны быть выплачены с такой заработной платы ежемесячно. Ближайшая сумма – 2 МРП, поэтому эта норма и была так рассчитана», - пояснил Досаев.
Также, согласно новым поправкам, отныне мигрант должен сам найти такого работодателя, который будет готов с ним в течение месяца подписать трудовое соглашение и внести за него предварительный платеж.
В целом, многие эксперты сходятся во мнении, что сама идея - достаточно неплохая, но насколько ее можно будет реализовать в реалиях Казахстана, вызывает много вопросов. И среди основных проблем - то, что практически ни одно курирующее проблему ведомство не располагает точными цифрами о количестве трудовых мигрантов в Казахстане.
Ежегодно Министерство труда и социальной защиты выделяет квоты для иностранной рабочей силы в размере 100 тыс. человек. Однако, даже по самым скромным подсчетам, только из соседнего Узбекистана на строительных работах, в домашних хозяйствах и на полях РК трудятся больше 700 тыс. выходцев из Узбекистана, а к ним нужно прибавить рабочих из Кыргызстана и Таджикистана. По некоторым оценкам, в стране пребывает от 1 до 1,5 млн трудовых мигрантов, и из этого числа сегодня в легальное поле попадает лишь порядка 50-100 тыс. человек.
В представительстве Международной организации миграции в Алматы kursiv.kz пояснили, что система квотирования, как правило, распространяется только на высококвалифицированных специалистов, которых привлекают для работы в крупные компании или в предприятия горнодобывающей отрасли, с соответствующим социальным пакетом и гарантиями работодателя. Но этот процент среди трудовых мигрантов ничтожно мал, а большую их часть как раз составляет та категория, которая не попадает в поле зрения минтруда и соцзащиты. Эти люди, как правило, бесправны, и их выпадение из легального миграционного поля приводит к росту коррупции в системе правоохранительных органов, которые вымогают деньги с мигрантов за возможность их пребывание на территории страны.
Вице-министр МВД Кайрат Тыныбеков признал, что новые меры, отчасти, применяются и с целью побороть коррупционные преступления в среде полицейских, которые с каждым годом растут в количественном отношении из-за уязвимого положения мигрантов.
Получается, что сама система квотирования выстроена таким образом, что она создает предпосылки, с одной стороны, для роста теневого рынка трудовой рабочей силы, что влечет за собой соответственно и рост криминала и попадание гастарбайтеров в трудовое рабство, а, с другой стороны, она позволяет работодателям уходить от уплаты налогов за привлечение мигрантов.
Новые поправки как раз и призваны изменить положение дел, однако опыт соседней России показывает, что добиться легализации мигрантов будет не так просто.
Специалист по вопросам миграции, доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергей Абашин говорит kursiv.kz, что то, что сегодня предлагается в Казахстане, мало чем отличается от российского опыта.
Он говорит, что в России у мигранта есть возможность покупать патент на трудовую деятельность, он стоит примерно 30 долларов в месяц. Патент легализует мигранта. Единственное условие, что патент позволяет работать только на частных лиц, но не юридических.
«Надо сказать, что возможностью купить патент воспользовалось не очень большое число людей. Как мы видим, стоимость патента в России чуть дороже, чем предлагается в Казахстане. Плюс важный вопрос, распространяется ли действие патента в Казахстане на юридических лиц? Видимо, в конечном варианте закона эта норма будет отсутствовать. Поэтому, я полагаю, что перетока мигрантов из России в Казахстан не будет, так как мигранты едут не только туда, где легче легализоваться, но где легче найти работу и иметь хороший заработок, а рынок труда в России больше и более высокооплачиваемый. Поэтому, те, кто опасается, что эти нормы вызовут всплеск притока мигрантов, скорее всего, заблуждаются», - говорит kursiv.kz Абашин.
Он отмечает, что в принципе легализация мигрантов, в том числе через патенты, государству выгодна, так как пополняется бюджет - через налоги или плату за патент, и, что не менее важно, можно контролировать местонахождение иностранного рабочего. Но чиновникам, а не государству, выгоднее нелегальный мигрант, с которого можно получать коррупционный налог, поэтому, как правило, любые законодательные новеллы по легализации мигрантов не имеют в постсоветских странах особого эффекта.
Национальный эксперт Международной организации миграции в Казахстане, Вадим Ни, сказал kursiv.kz, что нынешняя схема легализации мигрантов позволит упростить процедуру получения патента работникам сферы обслуживания и сельского хозяйства, так как раньше они, как правило, не были охвачены системой квотирования. Однако бума мигрантов он тоже не ожидает, ведь в основном речь идет о лицах, занятых на сезонных работах, а получить разрешение на работу для работников с более высокими ожиданиями по зарплате по-прежнему крайне сложно.
«Новая система вряд ли полностью победит коррупцию, просто переведет ее на иной уровень. Так как выдача того же патента будет зависеть от конкретного чиновника, но одно дело - взятка за легализацию, а другое - полицейскому за прикрытие незаконной миграции. Однако мы должны понимать, что мигранты нужны РК, сегодня очевидно, что на рынке есть ниши, которые не будут заполнены местным населением. Сама процедура, которая предложена, логичная и правильная, но главное, чтобы от изменения политической конъюнктуры мы не бросились все опять поменять и вновь вывести мигрантов из правового поля», - говорит Вадим Ни.
Сотрудник Научного центра «Исторического и этнологического анализа актуальных общественных процессов» Южно-Казахстанского государственного университета имени М. Ауэзова и Института востоковедения РАН Игорь Савин отмечал kursiv.kz, что Казахстану постепенно будет не хватать все большего количества рабочих рук, так как РК входит в тип воспроизводства благополучных стран и соответственного демографического малодетного поведения. Выход - в максимальной легализации труда мигрантов, в их включении в число таких же носителей прав и обязанностей, хотя бы в трудовой сфере, как и казахстанцы. Но это - трудно, так как слишком многие заинтересованы в сохранении нелегальных мигрантов: посредники, предприниматели, проверяющие органы. Сегодня все они заинтересованы в том, чтобы мигранты были как можно более отдалены от местных, чтобы увести эту сферу от общественного контроля. Тогда нужна, наоборот, их легализация и интеграция в жизнь казахстанского общества, они не будут иметь необходимости жить по-своему и быть вне поля зрения общества. В этих условиях возможен и контроль над условиями труда и оплаты, и это не позволит им предлагать демпинговые цены на рынке труда и разру
Деловой еженедельник «КУРСИВъ»
Время загрузки страницы 0.443 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |