Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Что находится в собственности государства? Отчетность сегодня и завтра



Что находится в собственности государства? Отчетность сегодня и завтра

Что находится в собственности государства? Отчетность сегодня и завтраВ последнее время очень часто в прессе звучат призывы к составлению и публикации финансовой отчетности нашего государства вместе с критикой в адрес существующей системы государственного бюджета. Поэтому цель данной статьи внести ясность в предмет обсуждений и снять вопросы, ответы на которые уже существуют.

Безусловно, внедрение системы корпоративного управления в государственном секторе является на сегодня одним из наиболее основных трендов в государственном управлении во всем мире. И здесь важно не простое следование модным трендам, а понимание тех преимуществ, которые мы при этом получаем. Сравним, например, систему учета и отчетности в корпоративном и государственном секторах экономики.


Комплект публикуемой финансовой отчетности в корпоративном секторе включает в себя: отчет о финансовом положении (баланс), отчет о результатах деятельности (доходы, расходы), отчет о движении денег, отчет о движении капитала и раскрытия (поясняющие соответствующие статьи предыдущих отчетов). Принципы и подходы, на основании которых ведется учет, и представляются эти отчеты, устанавливаются общими для всех стандартами, например Международными стандартами финансовой отчетности (IFRS). Эта система учета называется финансовой или, как это принято на постсоветском пространстве, бухгалтерской. Она отражает факты уже свершившихся событий. Преимущества отчетности в подобном формате заключаются также и в том, что на протяжении нескольких сотен лет ее использования наработан широкий инструментарий для ее анализа, сравнения, имеется большая группа управленцев и пользователей, которые свободно в ней ориентируются и могут принимать соответствующие решения. Однако надо учитывать тот факт, что финансовая отчетность не является открытой книгой для человека без соответствующей подготовки. В то же время, невозможно себе представить себе серьезную корпорацию, которая существует без бюджета, т.е. перспективного плана развития содержащего ее расходы, инвестиции в активы, цель которых получение соответствующих доходов. Данные бюджеты и соответствующие отчеты по ним являются одним из инструментов менеджмента, и здесь нет таких жестких принципов как в бухгалтерском учете, каждая компания разрабатывает собственные форматы, основу, содержание, сроки.

Исторически сложившаяся система государственных финансов основывалась только на плане и факте доходов и расходов, основанном на кассовом методе. Это обусловлено многими факторами отличающими государство от частной корпорации, так например, большие объемы выделяемых и осваиваемых средств, сложность денежной оценки исторически имеющихся у государства активов, минимальный риск банкротства, отсутствие конкретных собственников. При этом для учета имеющихся у государства активов помимо финансовых, существуют еще и другие механизмы, так например земельные кадастры, баланс запасов полезных ископаемых, учет радиочастот и т.д. Кассовый метод при подготовке и исполнении государственного бюджета помимо исторической, определяется, в том числе и его юридической составляющей, поскольку с точки зрения права бюджет – это закон, обязательный для исполнения. Поэтому, соответствующий уровень санкционирования и использования государственных средств достигается за счет контроля поступления и выбытия наличности через единый казначейский счет. При этом необходимо учитывать, что в условиях демократического государства, бюджет это еще и политический акт, это программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента. Таким образом, государственный бюджет представляет собой комплексное явление, и должен рассматриваться не только с точки зрения экономики и финансов, но также права и политики. В тоже время, естественным желанием для каждого гражданина является желание понимать, на какие нужды расходуются средства государства. И здесь, скорее всего, более информативным для большей части является реализуемый Правительством Республики Казахстан с 2011 года гражданский бюджет, в котором плановые и исполненные данные государственного бюджета представляются не только в цифрах, но и с использованием графиков и слайдов.

В качестве примера небухгалтерских механизмов учета государственных активов, можно привести созданный в соответствии с Законом РК «О государственном имуществе», Реестр государственного имущества. Информационные массивы Реестра содержат сводные данные о количественных и качественных показателях различных групп объектов государственной собственности, актуализируемые на постоянной основе. Так, в Реестр предоставляется в электронном формате по установленным формам управленческая и финансовая отчетность государственных предприятий, акционерных обществ и товариществ, контрольные пакеты акций (доли участия) которых принадлежат государству. Реестр содержит информацию по доходам субъектов квазигосударственного сектора, а также доходам государства от их владения. Реестр интегрирован с казначейской информационной системой, в части получения сведений о деньгах, направленных на формирование и увеличение уставных капиталов. Таким образом, Реестр позволяет определить стоимость государственных активов, размер вложений в уставные капиталы государственных предприятий и акционерных обществ и товариществ, контрольные пакеты акций (доли участия) которых принадлежат государству, размер их собственного капитала, а также эффективность их деятельности.

Правительством Республики Казахстан с 2010 года ведется работа по реформированию системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в государственном секторе в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС).

По независимой оценке КМСФООС Международной Федерации Бухгалтеров, МВФ, ВБ, АБР, USAID разработанные нормативные правовые акты по своему статусу являются Национальными стандартами Республики Казахстан, соответствующими МСФООС и методу начисления (опубликованы в СМИ и размещены на сайте www.minfin.gov.kz »).

В реализацию статьи 245 Бюджетного Кодекса с 1 января 2013 года осуществлен переход государственными учреждениями республиканского и местных бюджетов по единой учетной политике на ведение бухгалтерского учета с кассового на метод начисления.

Переход государственных учреждений на бухгалтерский учет по методу начисления является только первым шагом для дальнейших реформ в государственном секторе.

Результатом достижения в перспективе устойчивого эффекта станет завершение работ по разработке в 2017 году консолидированной финансовой отчетности субъектов государственного и квазигосударственного секторов и порядка ее представления представительным, исполнительным органам власти и институтам гражданского общества.

Автор: Директор департамента методологии бухгалтерского учета и аудита реального сектора,

внутреннего контроля Министерства финансов Республики Казахстан

ИА ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 19
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.439 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>