А пока в высоких и не очень кабинетах гадают, кто в какое кресло пересядет, мы решили вспомнить – как часто менялись у нас руководители регионов и какую память о себе оставили? На чай к акиму нынче не зайдешь |
«Удар» первого переселения отрядов чиновников министерств, республиканских госучреждений в первые годы независимости принял на себя глава города Акмолы Аманжол БУЛЕКПАЕВ.
Человек обстоятельный, думающий, прежде чем «шашкой рубануть». Его знал почти каждый акмолинец (город-то был небольшой), и он знал нужды горожан.
Аманжола Куанышевича любили журналисты. Он часто давал пресс-конференции, был открыт для нашего брата. И перед началом серьезного разговора угощал корреспондентов хорошим чаем.
И сейчас, вспоминая о первом руководителе новой столицы, журналисты приговаривают: «Давно мы с акимами чай не пили».
Но столица разрасталась, и ей нужен был руководитель, способный решать задачи нового уровня – им стал Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ, который показал свою жилку бизнесмена и коммерческого руководителя.
Потом акимы менялись – ДОСМУХАМБЕТОВ, ШУКЕЕВ и другие руководили новой столицей без потрясений, как для себя, так и для горожан. Пока пост градоначальника не занял Аскар МАМИН – при нем началась такая грандиозная раскопка городских улиц, что жители возроптали.
Нынешний аким – Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ – вроде всем хорош – чистоту, порядок любит. Одно плохо – перекладывают и перекладывают с места на место все новые и новые бордюры, пешеходную плитку. Стоишь на остановке, ждешь автобус, замечаешь – плитка серая лежит. На другое утро глядь – а плитка-то красная! И думаешь – то ли с глазами что, то ли денег в городском бюджете слишком много.
Но простому горожанину как по сердцу ножом полоснуло решение акима убрать гордость правобережной части города – фонтанный комплекс на старой площади. Чиновники заявили – мол, устарел фонтан. Жители же считают, что причиной решения стали ребятишки, которые в нем от зноя спасаются – шумят, понимаешь, чуть ли не под окнами акимата!
Что ни бастык – то эпоха
За 22 года независимости кресло акима Алматы занимали всего 5 человек. И начальствование каждого стало воистину эпохой для горожан. Но лейтмотивом всех этих эпох были деньги. Оно и понятно: Алматы – самый богатый город страны.
Заманбек НУРКАДИЛОВ – рекордсмен среди алматинских акимов. Он руководил городом в течение 10 лет, с 1985 по 1994 год. На его период выпал тяжелый этап, но и самый интересный. Это он начал приватизацию коммунальной собственности.
Правда, затем последовали конфронтация с руководством страны, назначение акимом объединенной Алматинской области, главой АЧС – и загадочное самоубийство в собственном доме.
Самым спокойным акимом стал Шалбай КУЛМАХАНОВ (1994–1997). Он продолжил приватизацию городской инфраструктуры. При нем в Алматы пришел бельгийский «Трактебель».
Назначение на пост мэра Виктора ХРАПУНОВА (1997–2004) алматинцы восприняли поначалу с оптимизмом – алматинец, инженер и крепкий хозяйственник, прошедший почти все ступени карьерной лестницы.
Но хозяйственник почувствовал себя хозяином. Алматы в это время переживал бум строительства. При Викторе Вячеславовиче началась повальная распродажа «прилавков» – предгорных территорий. Как следствие, в Алматы больше нет апорта, а горожане покупают яблоки из Китая и Израиля.
Бурное развитие города привлекало все больше людей. Это неизбежно сказалось на его общем виде – мусора стало больше. Разгребать свалки пришлось новому акиму – Имангали ТАСМАГАМБЕТОВУ (2004–2008). Для этого аким использовал проверенный комсомольский способ – субботники. Кроме того, этот период запомнился масштабными работами по ремонту дорог и тротуаров, строительством развязок.
На время акимства И. Тасмагамбетова выпали два серьезных кризиса: социальный – конфликт в микрорайоне «Шанырак» и экономический кризис 2008 года.
Пришедший ему на смену Ахметжан ЕСИМОВ (2008 год и по настоящее время) в 2013 году установил антирекорд: бюджет города за III квартал был изменен четыре раза. Каждый раз с увеличением.
В отличие от предшественника работа с прессой – не самый сильный его конек. Примером тому может служить конфликт вокруг проекта курорта на Кок-Жайляу: А. Есимов и его пиар-служба до сих пор не сумели убедить горожан в его полезности.
Главным достижением А. Есимова как градоначальника, несомненно, стало введение в строй метро. Впрочем, за двадцать лет строительства каждый из алматинских акимов так или иначе приложил руку к строительству метрополитена.
Нечего рассказать?
За годы независимости в Западно-Казахстанской области сменились пять акимов.
«Долгожителем» был Кабиболла ДЖАКУПОВ, он просидел в кресле акима области почти 10 лет. После него в акимат пришел Крымбек КУШЕРБАЕВ и сразу же стал всеобщим любимцем, его открытость импонировала журналистам. Зато нынешнего акима – Нурлана НОГАЕВА – можно назвать самым закрытым руководителем. Он акимствует уже полтора года и только две недели назад вышел к журналистам на свою первую пресс-конференцию. И удивил всех высказанной вслух обидой – мол, некоторые представители СМИ при встрече с ним не здороваются.
К слову, не очень охотно контактирует с прессой и аким Уральска – болашаковец Алтай КУЛЬГИНОВ. На его пресс-конференции журналистов республиканских изданий не приглашают. А если власти не встречаются с журналистами, не рассказывают об изменениях, новых проектах, значит, их нет?
Такие шефы – будто звезды
Самым «долгоиграющим» акимом Костанайской области стал Сергей КУЛАГИН, занимавший главное кресло области без малого 8 лет, с марта 2004 по январь 2012 года.
Ему же по праву принадлежат лавры самого медийного руководителя области – он ковал себе имидж темпами и способами, которым позавидовала бы любая голливудская звезда.
Начал с того, что немедленно отправился тушить с чеэсниками крупный лесной пожар. И ошалевшие операторы местных телекомпаний ежевечерне демонстрировали народу акима области в камуфляже и на фоне горельников.
За восемь лет Кулагин прославился сносом самого крупного в Костанае кинотеатра «Костанай», на месте которого вырос торговый центр, повальной вырубкой старых деревьев и массовой высадкой новых саженцев, приживаемость которых недалеко ушла от нуля. Он любил футбол, и в его бытность зарплаты у местных футболистов и тех, кто около, выглядели настолько внушительно, что руководство футбольного клуба предпочитало их не оглашать, несмотря на активный интерес к этой теме прессы и общественности.
А еще это был самый известный аким региона за все время существования этой должности. Только ему удалось получить международную известность, предоставив свой лик для тематической фрески «Вход Господень в Иерусалим», и вызвав невиданный скандал.
На фоне Кулагина шестилетние деяния его предшественника Умирзака ШУКЕЕВА выглядят как-то буднично: да, строил, да, открывал – но как-то нефеерично.
Нынешний аким Костанайской области Нуралы САДУАКАСОВ не любит помпы, «обидел» местную футбольную команду, заметно урезав им бюджетный рацион. Зато прекрасно поет и играет на гитаре, не стесняясь, делает это на местных бардовских фестивалях. Пока за ним только один крупный медийный скандал: он публично пообещал начистить фейс блогеру одного из местных сайтов. Что, конечно, характеризует его как человека несдержанного, но искреннего. Хотя... полтора года в кресле акима области – не срок. Научится еще.
То дороги, то пастбища
В 1997 году указом главы государства две области – Алматинская и Талдыкорганская – были объединены в одну, Алматинскую. Центр региона в 2001 году был перенесен в Талдыкорган.
Первым акимом укрупненной области стал Заманбек НУРКАДИЛОВ. И выдвинул весьма неоднозначные идеи – это строительство международного аэропорта севернее Капшагая и кампания по сбору золотых изделий у населения в «Фонд Родины». Демонстративно, перед телекамерами, Заманбек Калабаевич сдал свои золотые украшения и жены, певицы Макпал Жунусовой. Его примеру добровольно-принудительно последовали сельские учительницы… Реакция народа была резко негативной, и вскоре кампания сошла на нет.
В начале 2001 года после решения о переносе центра области Нуркадилов перешел на должность председателя Агентства по ЧС.
В Талдыкорган уехал Шалбай КУЛМАХАНОВ (2001–2005), прежний аким Алматы. Строитель по призванию и образованию, он дал старт масштабному строительству – были построены новые дороги, отремонтированы старые, реконструированы теплосети. Чиновники запомнили акима как жесткого начальника, приверженного дисциплине.
Серик УМБЕТОВ (2005–2011) больше внимания уделял аграрному сектору. Особенно – развитию племенного животноводства. А также ратовал за возрождение производства кумыса и шубата.
Нынешний аким Алматинской области Ансар МУСАХАНОВ (2011 год и по настоящее время) пока остается загадкой для многих жителей региона. Он редко выезжает из Талдыкоргана.
Самое громкое событие с участием акима – недавнее ДТП, в результате которого Ансар Турсынханович сломал руку. Это добавило штрих к его портрету – теперь мы знаем, что аким любит национальные конные игры.
И как вас называть?
В Павлодарской области было шесть акимов – и один из них умудрился дважды возглавлять регион.
Во второй раз Даниал АХМЕТОВ встал к штурвалу края после того, как был отправлен в отставку Галымжан ЖАКИЯНОВ. Повторное «пришествие» Ахметова оказалось самым кратко-срочным акимством в истории области – чуть более полутора лет.
В пятилетнем пребывании в должности акима Кайрата НУРПЕИСОВА можно отметить, пожалуй, скандалы с выделением земельных участков, отголоски которых и сегодня слышны. Бакытжан САГИНТАЕВ, пришедший в регион из правительства и через 3,5 года в него вернувшийся, создал себе образ борца за справедливость, заявив, что чиновники области должны сократить расходы на мобильную связь, запретил им выезжать за счет бюджета на различные семинары.
В январе 2012 года удивление вызвало назначение акимом области Ерлана АРЫНА, который 11 лет до этого возглавлял Павлодарский государственный университет. К слову, Ерлан Мухтарович в казахской части своих спичей называет Павлодар именем Кереку, что далеко не всем горожанам нравится. Не хотят они называться керекуйцами…
Не забыть закрыть форточку!
Дольше всего Акмолинскую область возглавлял Сергей КУЛАГИН – 6 лет, самый короткий срок у Сергея ДЬЯЧЕНКО – 1 год 10 месяцев.
Кулагина помнят – сделал дороги в областном центре, запустил горячую воду, наладил освещение без графика, в селах появились стадионы, спортзалы. Говорят, гонял руководителей областных и районных организаций как сидоровых коз. Ругал сильно: «Не катай орехи в кармане, отвечай!». В футбол заставлял играть команды районных акимов (их две было) даже зимой, в метель. Приучал носить белые рубашки и галстуки. В половине восьмого утра начинал селекторное совещание с районными акимами. Иные из них только с сабантуя вернулись, стараются бодро держаться, но обмануть его не удавалось: «Гулял? Попробуй днем отсыпаться! Выгоню к такой-то матери».
А вот Дьяченко почему-то запомнился тем, что каждый вечер проверял, везде ли в кабинетах акимата закрыты форточки.
В год по начальнику
В Усть-Каменогорске за последние десять лет начальники сменились 11 раз!
Парадокс, но дольше всех кресло акима Усть-Каменогорска оставалось за женщиной. Вера СУХОРУКОВА правила городом с осени 1999-го до начала 2003 года. В народе ее прозвали «железная леди».
Следом за пару лет сменились два акима – и «отметились» распродажей старой части города под точечную застройку. Заложенные ими «мины» взрываются до сих пор.
Самый короткий срок акимства у Магзама БАЯНДАРОВА – около 5 месяцев. За это время он много чего наобещал. Например, довести население города до миллиона человек.
С 2009 года в Усть-Каменогорске началась «южная» эра. Без малого на три года кресло акима занял бывший замакима Южно-Казахстанской области Ислам АБИШЕВ. При нем деньги дождем пролились на цветочные ковры, гигантские патриотические надписи на горах, фонтаны, симпозиумы скульпторов.
С 2012 года до мая нынешнего город возглавлял бывший мэр южноказахстанской Арыси Серик ТАУКЕБАЕВ. Руководители бизнес-ассоциаций прозвали его «самый недоступный аким».
Сейчас в кресле акима – Темирбек КАСЫМЖАНОВ, во второй раз, в 2008 году он занимал этот пост в течение пяти месяцев.
Срок вам – пятилетка
Именно пять лет давалось почти каждому акиму Северо-Казахстанской области для реализации своих возможностей.
До сих пор североказахстанцы добрым словом вспоминают Владимира ГАРТМАНА. Хлебнуть ему пришлось – будь здоров! Он руководил регионом в суровые 1992–1997 годы и сумел сохранить в городе отопление и все коммунальные удобства.
Еще один яркий персонаж – Даниа́л АХМЕ́ТОВ, сменивший на посту Гартмана. За два года его руководства в регионе стал развиваться спорт. Футбольная команда «Есиль-Богатырь» даже претендовала на чемпионство. Велоспорт был в чести – чего стоит только имя Александра Винокурова!
Таир МАНСУРОВ – еще одна незабываемая личность, он работал в регионе с 2003 по 2007 год. При его появлении чиновники вздрагивали. А отправляясь к Мансурову на ковер, брали с собой валидол. Следующий аким – Серик БИЛЯЛОВ (2007–2013) – аграрий по образованию, потому его достижение – рекордный урожай, около 9 миллионов тонн зерна в 2011 году.
И местные, и «варяги»
За годы независимости страны в Кызылординской области сменились семь акимов. Четверо из них – уроженцы этого края: первый аким области Сеилбек ШАУХАМАНОВ, нынешний глава Восточно-Казахстанской области Бердибек САПАРБАЕВ, Болатбек КУАНДЫКОВ и сменивший его Крымбек КУШЕРБАЕВ.
Из «варягов» дольше всех просидел в кресле акима Серикбай НУРГИСАЕВ, руливший Приаральем 5 лет. Чуть больше трех лет проработал акимом Икрам АДЫРБЕКОВ и около года – Мухтар КУЛ-МУХАММЕД.
Каждый из них чем-то да отличился. Взять хотя бы инициативу Сеилбека Шаухаманова – пересесть на гужевой транспорт, чтобы экономить ГСМ! Икрам Адырбеков запомнился приверженностью к строительству дамб вдоль берегов Сырдарьи, чтобы уберечь город от наводнения. Болатбек Куандыков часто устраивал экскурсионные вылазки для журналистов – то на катере, то на автобусе. Причем сам выступал в роли гида и рассказывал по пути, где что строится или намечается воздвигнуть.
Про каждого книгу можно писать!
Первым акимом в Южно-Казахстанской области в 1992–1993 годы был Марс УРКУМБАЕВ. На его долю выпало время жесточайшего кризиса – развал предприятий, отсутствие газа и электричества, шокирующий рост цен и прочие цветочки и ягодки переходного периода.
Тогда многие южане считали, что именно нерасторопность местных властей породила такой хаос в отдельно взятой области. Однако впоследствии Марс Фазылович был признан одним из самых грамотных руководителей.
Затем пришел Зауытбек ТУРЫСБЕКОВ (1993–1997). Про него говорили: «Этот человек и сам работает, и другим работать дает». Или по-другому: «Сам не работает, но и других не тревожит». Он был первым акимом, который пересел с черной обкомовской «Волги» на шестисотый «Мерседес». Но при этом всегда хвалил «Волгу» и ругал «Мерседесы». В его время вышла в свет книга южноказахстанского оппозиционера Темиртаса Тлеулесова «Шымкентская мафия» – многие искали в ней сходство с реальными чиновниками.
После пришел Калык АБДУЛЛАЕВ (1997–1999). И южане тут же полюбили… Турысбекова. Потому что Калык Абдуллаевич устраивал публичные жесткие разносы всей областной элите. Он тоже стал героем книги «Укротитель Техаса», написанной журналистом Максимом Ерохиным.
Затем Южно-Казахстанской областью руководил Бердибек САПАРБАЕВ (1999–2002), после него – Болат ЖЫЛКЫШИЕВ (2002–2006).
Следом в область нагрянул Умирзак ШУКЕЕВ, с ходу заявив, что выполняет функции не просто акима, а кризис-менеджера. Началось грандиозное строительство. В центре областного центра намеревались возвести «Шымкент-Плазу» – многоуровневый административный центр. Главная шымкентская площадь – имени аль-Фараби – до сих пор обнесена строительными ограждениями. Но на этом работы прекратились. Самого Шукеева буквально через год затребовали обратно в Астану.
Ему на смену пришел Нургали АШИМОВ. Он старался довести до ума все реформы, начатые его энергичным предшественником. Но, говорят, на должность министра охраны окружающей среды ушел с огромной радостью.
Нынешний аким Южного Казахстана Аскар МЫРЗАХМЕТОВ уже вошел в историю области как аким-долгожитель – он тут больше четырех лет. В прошлом году, по данным группы «Саясат-Monitoring», составляющей рейтинг акимов РК, Аскар Исабекович занял почетное третье место. При этом в комментариях к рейтингу эксперты отмечают, что столь высокого показателя Мырзахметов достиг, потому что «активно возвращает вверенную ему область в сферу влияния Акорды».
Следует ли из этого, что до Мырзахметова область «уходила из сферы влияния»? Сейчас южане ломают голову – при каком же акиме это произошло…
От любви до ненависти
Экс-акимы Атырауской области оставили о себе разную память – о ком-то вспоминают с восхищением, о ком-то – с возмущением.
До сих пор атыраусцы с теплотой говорят об Имангали ТАСМАГАМБЕТОВЕ, руководившем Прикаспием с февраля 1999 по декабрь 2000 года. Он сразу же объявил в регионе чрезвычайную ситуацию – и начал борьбу с мусорными завалами. Лично проверял, как чистили и приводили улицы в порядок, заглядывая в каждый закоулок.
А вот бывший глава Атырауской области Бергей РЫСКАЛИЕВ, руководивший краем дольше своих предшественников – с октября 2006 года до середины августа 2012 года, – оставил не лучшую память. Атыраусцы вспоминают его «приколы» – как, например, раздавались бюджетникам ключи от… несуществующих квартир. Или как он на одном из совещаний заявил, что малышей, чьи родители работают вне бюджетной сферы, надо отчислять из детсадов.
Но когда финпол сообщил о многомиллиардных хищениях государственных средств командой акима, Атырау был в шоке. Правда, пока призвать к ответу Бергея Рыскалиева за «криминальное акимство» невозможно, он объявлен в международный розыск.
Адиль Урманов, Гульмира Кенжегалиева, Ольга Колоколова, Ризабек Исабеков, Людмила Леева, Галина Вологодская, Елибай Джикибаев, Елена Соболева, Светлана Новак, Данил Шемратов
Сайт газеты «Караван» Время загрузки страницы 0.268 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |