Сагибулла АЛЬМАГАМБЕТОВ, председатель |
Нотариальной палаты
Костанайской области
В 2010 году Министерство юстиции РК подготовило законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О нотариате» и направило в Мажилис Парламента РК.
При подготовке законопроекта частными нотариусами Костанайской области вносились предложения, направленные на совершенствование Закона РК «О нотариате», однако наши предложения остались без внимания. В частности, предлагалось дать более четкое определение нотариата и понятия нотариальной деятельности. Предложения касались создания специализированных архивов, ответственности выбывших нотариусов за уклонение от сдачи нотариальных документов в архив, создания на законодательном уровне центра нотариальных исследований при Республиканской нотариальной палате для научно-методического обеспечения деятельности нотариусов, определения количества нотариусов с учетом международного опыта и другие.
Свои предложения нотариусы обосновали, ссылаясь на Постановление Конституционного Совета РК от 31 января 2005 года «О проверке конституционности пункта 3 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О нотариате» по обращению суда города Астаны» и базовыми принципами Международного союза Латинского нотариата.
В постановлении Конституционного Совета РК указывается, что «деятельность нотариата носит публично-правовой характер, на государство возлагается юридическая обязанность обеспечивать права и свободы человека и гражданина, устанавливать правовые механизмы их охраны и защиты». В силу этого предлагалось дать новое определение понятию «нотариат» в Казахстане – ст. 1 Закона РК «О нотариате» от 14 июля 1997 года № 155 изложить в новой редакции: «Нотариат в Республике Казахстан – это публично-правовой институт, призванный обеспечить защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства в сфере совершения нотариальных действий». Новелла носит концептуальный характер. Такое определение нотариата позволяет признать его частью правовой системы государства, следовательно, возлагать на нотариат выполнение конституционной задачи – оказание квалифицированной юридической помощи населению, возможность использования государственного герба на печати нотариусов и расширение перечня нотариальных действий.
Подготовленный законопроект предусматривает усиление администрирования со стороны государственного органа по отношению не только к частным нотариусам, но и вмешательство в деятельность территориальных нотариальных палат, являющихся некоммерческой профессиональной самофинансируемой организацией, создаваемой для выражения и защиты прав и законных интересов нотариусов, на которые распространяется Закон РК «О некоммерческих организациях».
В законодательном порядке вводятся ограничения на положения Устава нотариальных палат, сужаются права общего собрания как высшего органа, полномочия по срокам выборности председателей палат и членов правления. Предлагается отмена ограничений по количеству нотариусов и введение критерия определения минимального количества нотариусов в нотариальном округе, что не решает вопроса по существу, а требует выработки более эффективных подходов.
Наиболее обсуждаемые по проекту вопросы по поводу ограничения количества нотариусов (квотирования) и проведения конкурса на замещение вакантной должности частного нотариуса. Разработчик предлагает полностью снять ограничение по количеству нотариусов и ввести только их учетную регистрацию. Мотивация: из общего количества лиц, получивших государственную лицензию, только половина занимается нотариальной деятельностью, а остальные не имеют возможности работать. В действительности многие действующие сотрудники юстиции, правоохранительных органов, судьи, адвокаты имеют лицензии на право занятия нотариальной деятельностью, но никто из них не стал в кадровый резерв согласно Положению о кадровом резерве и проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденному приказом министра юстиции РК от 31 марта 2005 года № 101.
Отпуск количества нотариусов без учета социально-экономических критериев вызовет затруднительное положение, во-первых, у сельского населения по получению нотариальных услуг, так как 70-80 процентов нотариусов будут стремиться работать в городах, областных центрах. Введение государственных нотариусов в сельские районы - это дополнительные расходы для бюджета.
Нерегулируемое количество нотариусов нарушит действующую систему, которая строилась с 1997 года, со дня принятия Закона РК «О нотариате», создаст трудности их контроля, проверки со стороны государственного органа, вызовет их текучесть, миграцию по территории республики, появятся «нотариусы-однодневки», готовые пойти на нарушения закона при совершении нотариальных действий, чтобы извлечь материальные выгоды, а затем закрыться и уйти от ответственности.
Со своей стороны предлагаем по определению количества нотариусов руководствоваться базовыми принципами Международного союза Латинского нотариата. Это значит: учитывать экономические показатели развития региона (ВВП), прогнозировать динамику численности обслуживаемого населения, численность и плотность населения в нотариальном округе. Немаловажное значение имеет урбанизация населения в обслуживаемом округе, возможность обеспечения нотариуса экономической независимостью, среднемесячная нагрузка на одного нотариуса, взаимозаменяемость нотариусов в районах Казахстана с 2004 года в МСЛН присутствует пока в качестве наблюдателя до адаптации национального законодательства к международным стандартам.
В странах, входящих в Международный союз Латинского нотариата, придерживаются вышеперечисленных базовых принципов. В Германии, например, при определении числа нотариусов исходят из расчета 1 нотариус на 10 000 - 15 000 населения. Вместе с тем среднемесячная нагрузка в год должна быть не менее 1 400 нотариальных действий. В Костанайской области средняя нагрузка за 2010 год составила менее 500 нотариальных действий в месяц на одного нотариуса.
Согласно упомянутому постановлению Конституционного Совета РК «государство вправе определять для лиц, желающих осуществлять нотариальную деятельность обязательные условия и ограничения, которые могут быть связаны с необходимостью установления законом государственного контроля за деятельностью нотариата». Следовательно, и по Казахстану число нотариусов можно определять из расчета, например,
5 000 человек на одного нотариуса в городах и 10 000 человек на одного нотариуса в сельских районах с учетом вышеизложенных требований.
При таком подходе произойдет реальное регулируемое и контролируемое увеличение количества нотариусов. Например, в Костанайской области в кадровом резерве состоят 40 лиц, имеющих лицензию на право занятия нотариальной деятельностью, которые будут полностью востребованы. Также ежегодно с ростом населения, интенсивности социально-экономического развития регионов и образования вакансий за счет выбывших нотариусов: на пенсию, из-за болезни, выезда за пределы области и республики, лишения лицензии количество вновь принятых нотариусов будет увеличиваться. Конкурсы на замещение вакантной должности нотариуса, безусловно, подлежат отмене, так как создают предпосылки для дачи незаконных вознаграждений с целью решения вопроса определения территории деятельности.
Назначение на должность нотариуса необходимо проводить открыто, прозрачно, из числа лиц, стоящих в кадровом резерве в порядке очередности. Список кадрового резерва на должность нотариуса можно публиковать в СМИ, сделать доступным каждому гражданину.
При принятии законопроекта в предоставленном виде прогресса нотариального законодательства и качественного улучшения предоставляемых услуг населению не произойдет, это будет возврат к периоду начала становления казахстанского нотариата и не приблизит ни на шаг вступление в Международный союз Латинского нотариата, в который входят более 80 стран мира с римской системой права.
Нотариусы все же надеются, что законопроект будет возвращен на доработку и разработчики подключат к данной работе ученых-юристов, экспертов, практиков. И обновленный Закон РК «О нотариате» будет соответствовать требованию сегодняшнего времени.
Сайт газеты «Юридическая газета»
Время загрузки страницы 0.209 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |