На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК обратился депутат Парламента , сообщает пресс-служба аппарата Мажилиса. «На сегодняшний день главной движущей силой развития Казахстана стала социальная модернизация. Основной целью социальной модернизации, прежде всего, является повышение благосостояния граждан и развитие человеческого капитала. Однако рост доходов населения в республике сопровождается также усилением экономического неравенства, что может стать серьезной угрозой для стабильного развития страны. |
На заседании Совета предпринимателей Глава государства обратил внимание Правительства Республики Казахстан на данную проблему. Сегодня около 8% домохозяйств имеют среднемесячные доходы менее 15 тысяч тенге на человека. Главную причину неравенства доходов населения составляют перекосы в уровне заработной платы.
Низкие заработные платы приводят к появлению такой категории людей как «работающие бедные». Наряду с созданием новых рабочих мест политика преодоления бедности должна основываться на увеличении заработной платы. В распоряжении государства имеется ряд инструментов для борьбы с неравенством в оплате труда.
Во-первых, государством выплачивается заработная плата государственным служащим и работникам бюджетной сферы: образование, здравоохранение, культура и др. По данным Агентства РК по статистике среднемесячная заработная плата по итогам июля в стране составила 113 тысяч тенге. При этом, например, оклад ведущего специалиста аппарата акима сельского округа составляет от 48 до 65 тысяч тенге, то есть 40-60% от среднего уровня заработной платы по республике. Согласно официальной статистике среднемесячная заработная плата в образовании составляет всего 75 тысяч тенге, в здравоохранении – 84 тысяча тенге, в искусстве – 83 тысячи тенге. То есть выплачиваемая государством заработная плата является одной из причин низких доходов населения и социального неравенства. Это также приводит к падению статуса и престижа государственной службы, профессии учителя, врача и т.д. Заработная плата государственных служащих, гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий устанавливается исходя из размера базового должностного оклада, который составляет 17 697 тенге. Однако размер базового должностного оклада Правительством не индексировался с июля 2011 года. С того момента накопленная инфляция уже превысила 10%.
Во-вторых, для регулирования оплаты труда в частном секторе государством используется определение минимального размера заработной платы. В настоящее время минимальный размер заработной платы в Казахстане привязан к прожиточному минимуму, что не соответствует современным реалиям и требованиям жизни.
Минимальный размер заработной платы должен отражать достойные социальные стандарты потребления, в том числе касающиеся жилья, отдыха, образования и лечения. Кроме того, сложившейся негативной практикой являются невыплаты и задержки заработной платы. По состоянию на 9 августа 2013 года просроченная задолженность по заработной плате составляет 1 153,2 миллионов тенге. По сути, предприятия кредитуются за счет заработной платы своих работников. По трудовому законодательству заработная плата выплачивается не реже одного раза в месяц. В целях предотвращения невыплат заработной платы целесообразно увеличить периодичность выплаты заработной платы.
Депутат предложил: в проекте республиканского бюджета на 2014-2016 годы учесть повышение размера базового должностного оклада с 1 января 2014 года не менее чем на 15%;
отойти от практики определения минимальной заработной платы на уровне величины прожиточного минимума, проработать вопрос поэтапного увеличения размера минимальной заработной платы в рамках республиканского бюджета на 2014-2016 годы. А также изучить вопрос увеличения периодичности выплаты заработной платы до 2-х раз в месяц.
ИА ZAKON.KZ
Время загрузки страницы 0.442 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |