- Причин для того, чтобы выразить свое не совсем позитивное отношение к этому закону, несколько, - заявила на внеочередной сессии ОЮЛ «Гражданский Альянс Казахстана» депутат Мажилиса Айгуль Соловьева, - Ну, в первую очередь, мне кажется, надо определиться с названиями. Само название – «О поддержке НПО». Как будто мы забыли о том, что в 2003 году в послании президента «Об основных направлениях внутренней и внешней политики» уже было прямое указание о статусе и правах НПО. Представителей НПО возмущает само понятие «поддержка». - НПО не надо поддерживать – это не организация с особыми нуждами, - говорит президент ОФ «Амансаулык» Бахыт Туменова, - Если сегодня в рамках политики нашей страны, в рамках послания Главы государства мы рассматриваем неправительственный сектор как равного партнера государства, которому государство делегирует выполнение социальных услуг. Тем самым государство поддерживает не НПО, а само себя. |
По мнению Айгуль Соловьевой, новый проект не дотягивает до уровня закона.
- Сама конструкция закона, она выхолощена. Поэтому я даже не поняла, о том, что, возможно, на отмену ставят соцзаказ, что-ли. Какие-то декларации про то, что соцзаказ... И какой-то документ, который можно сделать в виде постановления Правительства, - считает депутат.
Одна из статей нового законопроекта называется «Предоставление премий для неправительственных организаций». Айгуль Соловьева уверена, что именно это понятие может стать благодатной почвой для коррупции.
- Премия - это акт поощрения? Выражение доброй воли правительства или государства поощрить своих партнеров? Премию невозможно отследить, потому что как она выполнена, кто ее положит в карман? На мой взгляд, там есть коррупционная составляющая. Я понимаю, что весь неправительственный сектор не может год премироваться, да? Вот. И получается, каким образом, что это будет 5-10 организаций за значимые заслуги. И для этого целый закон вносить в Парламент? На мой взгляд, это - пренебрежительное отношение вообще к законотворчеству, - делилась с коллегами по неправительственному сектору мажилисвумен.
Основная часть дохода неправительственного сектора – гранты, выделяемые государством либо иностранными донорами. Поэтому к механизму выделения грантов общественники просят привлечь особое внимание законотворцев.
- Там есть понятие «международные гранты». Может сделать «правительственные гранты»? Внутри него расшить дальше в законе: проездной грант, проектный грант, инфраструктурный грант, программный грант. Вы извините, как мы будем мониторить все это? Как мы будем свое отношение выражать? Как оно должно доходить до каждого гражданина? Делегация государства должна в том и заключаться, что по конституции у него стратегические функции. Все, куда не доходят руки у правительства, оно должно себя освободить и сосредоточиться на своих конституционных задачах. И тогда остаются задачи, в которых самое непосредственное участие может принимать неправительственный сектор, - считает Айгуль Соловьева.
На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано порядка 27 тысяч НПО, но большинство из них существуют лишь на бумаге.
- Появились GONGA, неправительственные организации, которые создаются самим государством. Это же - коррупционный механизм, понимаете. Они становятся удобными, то есть идет, возможно, и отмывка средств. Это надо понимать. Сколько их - неизвестно, никто ведь себя не признает, что он создан как GONGA. Но они среди нас работают, и сегодня за эти сырые законопроекты они говорят: «одобрямс». Потому что они сидят на распределительной функции, они получают. Но, создавая GONGA, идет провал государственной программы, провал политики в отношении НПО, - высказывает свое мнение президент ОФ «Амансаулык».
По мнению представителей неправительственного сектора, проект необходимо обсудить на общественных слушаниях в Парламенте. И только после этого закон можно выносить на голосование.
Айнур Коскина
ИА ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.388 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |