продолжает публикацию материалов в рамках рубрики «Громкое дело». Сегодняшний рассказ Виктора Горшкова о преступлении, которое произошло на одном из предприятий области и по сумме украденного вполне тянет на «кражу века». Поселок Первомайский, Иртышский химико-металлургический завод – ИХМЗ, один из десяти крупнейших производителей высокоочистных редких металлов, кормилец всего поселка. 1992 год. Распад Советского Союза, кризис и полная неизвестность. Московское финансирование когда-то «крутого» предприятия прекратилось, его уникальная продукция оказалась невостребованной – огромный конвейер союзной «оборонки», для которой в основном и производились ниобиевые и танталовые сплавы, остановился. Перед тем, как закрыть завод окончательно, работники собрали все ценное и перенесли на хранение в заводскую кассу. «Всем ценным» оказалась посуда для химической лаборатории, изготовленная из чистейшей платины общим весом 72(!) килограмма. Стоимость данной партии платины оценивалась в один миллион четыреста тысяч долларов США, что в то время являлось умопомрачительной цифрой - и на нее можно было купить приблизительно около шестисот двух- и трехкомнатных квартир в Усть-Каменогорске. Платиновая посуда уместилась в трех ящиках, которые поставили в небольшом помещении кассы предприятия, запиравшемся на ключ. И хотя завод больше не работал, кассу охранял сторож, неподалеку стоял пост вооруженной охраны. |
...В те времена еще была сильна привычка советских людей отмечать «красный день календаря». Тем неожиданнее стал для усть-каменогорского уголовного розыска вызов в поселок Первомайский в ночь на 7 ноября. Праздничной ночкой неизвестные вскрыли кассу завода и вынесли оттуда все ящики с платиной. В здание налетчики проникли через окно туалета: как выяснится позже, один из грабителей днем раньше зашел туда «по нужде» да и открыл все шпингалеты на оконной раме. Охранник, увидев непрошеных гостей, не успел даже пикнуть, лишь широко раскрыл глаза и тут же, получив выстрел в щеку из газового пистолета, упал, скорчившись на полу.
Вся операция заняла не более пяти минут.
Оперативно-следственная группа во время осмотра места преступления на кассовом замке не обнаружила никаких царапин: его не взламывали, просто открыли соответствующим ключом. Такой ключ имелся только у директора предприятия и кассира. У последней, сорокалетней женщины, был 17-летний сын.
«Кололи»* его часа три – не сознавался ни в какую. Сдался только, когда его «взяли на понт»**, сказав, что имеются все доказательства, и если он не признается, кому давал ключ, – мать сядет в тюрьму.
Пропажа-то немалая, шум подняли уже на республиканском уровне. Чуть ли не весь платиновый запас страны через туалет утащили!
Подросток дал признательные показания: сделать слепок ключа его попросил Фирсов – местный «авторитет». За ним немедленно установили слежку и быстро выяснили, что он контактирует с заместителем директора завода (как потом оказалось, главным заказчиком ограбления). Фирсова - увезли в Усть-Каменогорск, в отделение на улице Стахановской. Сутки он отмалчивался, но потом все же сознался.
Заместитель директора навел на платину, Фирсов нашел исполнителей - троих местных парней, орденоносцев, прошедших афганскую войну. Они имели хороший опыт ночных операций при выполнении интернационального долга в Демократической Республике Афганистан. А вернувшись на Родину, оказались за бортом жизни – никаких перспектив, отсутствие достойной работы. И тут им предложили за небольшой риск получить хорошие деньги. Раздумывали недолго. Ну как тут не согласиться? Разработали план операции, распределили роли...
Ближе к утру, после успешного налета, Фирсов уже спрятал всю добычу у себя в погребе, засыпав сверху картошкой.
Оперативно-следственной группе снова пришлось срочно ехать в Первомайку для проведения осмотра погреба «авторитета». Но когда картошку разгребли, ящиков под нею не оказалось! Платина как в воду канула. Фирсов, чуть не плача, набросился на тещу: ты одна знала о тайнике! Отдай! А та - в отказ: не понимаю, о чем вы говорите. После долгих внушений ее с трудом уговорили. Оказалось, когда зятя забрали люди в форме, предусмотрительная женщина перетащила ящики с ценным металлом (каждый весом более 20 килограммов!) в коровник – перепрятала в надежде, что в навозе искать никто не станет.
В ходе следствия выяснилось и то, что один из подельников во время ночного вояжа умудрился украсть платиновую чашку для себя и запрятать ее в тайном местечке под мостом – туда, где уже лежали 600 килограммов(!) ниобия, вытащенных им с завода еще раньше.
Расследование заняло чуть больше двух дней. И День милиции - 10 ноября - сотрудники уголовного розыска отмечали, уже полностью раскрыв преступление.
Решением суда города Шемонаихи Фирсов был осужден на 9 лет лишения свободы, его сообщники на 11 лет каждый, заместитель директора ИХМЗ - на три года.
А этот случай в Усть-Каменогорске до сих пор называют кражей века.
Новостной сайт Усть-Каменогорска Время загрузки страницы 2.084 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |