В ауле Тасшагил в связи с широким распространением болезни среди людей и скота, начиная с 15 июля, был объявлен карантин. ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА Анализ крови скота проводится в районе с марта. На настоящий момент положительная реакция на бруцеллёз выявлена у 544 из 32 457 голов крупного рогатого скота, у 1 028 из 14 276 овец и коз, у18 из 1 598 верблюдов. Наиболее высокий процент заболеваемости бруцеллёзом в Миялы, сельских округах Коздикара, Тасшагил. Заразившиеся бруцеллёзом 16 жителей района сейчас проходят лечение, 24 – находятся под наблюдением врачей. Самое ужасное, что среди больных есть дети. Число поражённых бруцеллёзом может возрасти, потому что забор крови у людей и скота и выявление признаков болезни продолжится и в сентябре. |
ВОТ ТАКАЯ ВОТ ЗАРАЗА
За считанные месяцы в ауле Тасшагил стада коров и отары овец стали редеть из-за разгулявшегося бруцеллёза. Жители аула встревожены не на шутку. Если в прошлом году бруцеллёз был обнаружен только у 7, то в этом году уже у 404 овец и коз (всего 13 304). 7 человек в настоящее время проходят лечение от бруцеллёза, 5 – находятся под наблюдением медиков. Резкий рост инфекции вынудил акима Тасшагильского аульного округа принять решение о введении карантина, которое вступило в силу с 15 июля. Создана и приступила к работе специальная комиссия. Жители аула пребывают в растерянности из-за введённых временных ограничений на ввоз и вывоз скота. Пока неизвестно, сколько времени продлится объявленный в селе карантин.
Ветеринар Тасшагильского аульного округа Еркин КУАНГАЛИЕВ попытался объяснить столь широкое распространение заболевания:
– В 2012 году из соседнего Жамбылского округа (12 км от Тасшагила) в наш аул перебрался руководитель КХ «Манат» Галым САБЕНОВ. В прошлом году у пяти принадлежащих ему овец и коз был обнаружен бруцеллёз, больной скот был уничтожен. Через некоторое время в этой же отаре был вновь выявлен больной скот. Не знаю, уничтожил он его или нет. Вдобавок КХ относится к Жамбылскому округу, и проверку скота осуществляли ветеринары этого округа. В прошлом году среди мелкого скота Жамбылского округа было отмечено немало случаев заболевания бруцеллёзом. А здоровый скот легко может заразиться от больного, ведь пастбища расположены близко друг к другу.
– Выходит, что заражение пошло от скота КХ «Манат»?
– Да, потому что некоторые жители покупали у них скот, а другие пасли скот совместно.
Однако член КХ «Манат» Улмекен НАЗАРОВА не согласна с главным ветеринаром аула:
– Эти обвинения ничем не обоснованы. Прошлогодний больной скот был уничтожен, была сделана дезинфекция. Что из того, что мы прибыли сюда из другого аула, пусть проверят, докажут. Просто специалисты сами не работают, вот и перекладывают ответственность на других.
ХРОНИКИ ЗАРАЖЁННОГО АУЛА
Ветеринар не смог внятно объяснить, какая была необходимость превращать в бойни дворы 17 семей, живущих по улице Досыгалиева. А вот что говорят по этому поводу сами жители:
– В марте нас посетил ветеринар округа Е. Куангалиев и приказал уничтожить больной скот. Ещё пригрозил, что если мы не сделаем этого в течение пяти дней, то нас привлекут к ответственности. И нам пришлось выполнить его требования. Куангалиев стоял возле нас до тех пор, пока мы не забили последнего больного барашка. Всего было зарезано около 70 овец и коз жителей нашей улицы, с моего двора под нож угодили 10 овец и коз. Ветеринары положили в мешок головы, лытки, внутренности зарезанной скотины и забрали с собой, чтобы впоследствии сжечь их. А мясо оставили, сказав, что его безо всяких опасений можно употреблять в пищу, – рассказывает Кубайдолла ЖЕКСЕНБИ.
– Во дворах несколько дней стояли лужи спекшейся крови зарезанного скота. Дезинфекция не проводилась. Часть мяса забитого скота мы раздали родственникам, часть съели сами. В итоге трое: свекровь, 6-летний сын и я заразились бруцеллёзом, сейчас мы проходим курс лечения. Оказывается, мясо больного мелкого скота нельзя употреблять в пищу, но мы-то об этом не знали, – рассказывает Асылжа ИЗМАГАМБЕТОВА.
– Согласно правилам, скот с положительной реакцией на бруцеллёз необходимо доставить в специальные убойные пункты и организовать его уничтожение. Однако вовсе не обязательно его сжигать. Ранее заболевший бруцеллёзом скот обязывали сдавать на бойню. Сейчас специальные места по убою скота не определены. Ветеринаром Е. Куангалиевым была допущена явная ошибка, ему объявлено замечание. Есть несколько причин распространения этого опасного инфекционного заболевания. Во-первых, государством отменена проводившаяся ранее вакцинация против бруцеллёза. Во-вторых, жители села ни за что не хотели расставаться с больным скотом и, чтобы не впускать ветеринаров во двор, буквально ложились на землю перед воротами, – говорит начальник Кызылкогинской районной территориальной инспекции Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК Шман БЕРДЕШОВ.
ПОДЛОЖИЛИ СВИНЬЮ С КОМПЕНСАЦИЕЙ
В апреле был установлен порядок выплаты компенсаций за уничтоженный скот. На основании составленного с участием членов специально созданной комиссии и жителей акта больной скот уничтожается и выплачивается компенсация по установленным областью расценкам. Сумма компенсации меняется каждый месяц. К настоящему времени жители района получили в общей сложности 2 млн тенге.
– У меня было стадо из 22 овец и коз, не считая крупного рогатого скота.Весь этот скотзаболел бруцеллёзом и был уничтожен, заразились этой болезнью я и мой сын. Жена не работает, у нас пятеро детей, двое из которых студенты. Сельский люд живёт исключительно за счёт скота, употребляет в пищу, продаёт. Выяснилось, что за уничтоженные в марте 16 овец и коз выплата компенсации не предусмотрена. Нас обвиняют в том, что якобы мы беспричинно зарезали свой скот. А ведь в действительности животные были уничтожены по настоянию ветеринаров, тут нет нашей вины. Теперь, чтобы прокормить свою семью, остаётся только податься в поисках работы в Атырау, – говорит Избасар БЕРДЕШОВ (на снимке).
По всему аулу до сих пор остаётся невыплаченной компенсация за 72 единицы овец и коз. Арман КАБДРАХМАНОВ возмущён тем, что до сих пор не получил компенсацию за 6 из 31 уничтоженной головы мелкого скота. Многие сельчане оказались в тупике, лишившись из-за карантина возможности реализовать скот и собрать необходимые для своих детей – школьников и студентов средства к началу нового учебного года.
– В статье 25 закона РК «О ветеринарии» говорится, что скот с признаками болезни должен быть изолирован и без задержек уничтожен в специально отведённых местах с соблюдением всех ветеринарных санитарных норм. Прежде этот закон не исполнялся, так при чём здесь жители? С заявлением выплатить компенсацию мы обращались в районную прокуратуру, к акиму района, областную территориальную инспекцию. Недавно пришёл ответ главного государственного ветеринарного санитарного инспектора области КАБДОЛОВА. В нём говорится, что компенсация за скот, уничтоженный в марте без участия созданной комисии, выплачиваться не будет. Теперь, чтобы защитить свои права, нам остаётся обратиться в суд. В действительности санитарное состояние аула не выдерживает никакой критики. Никто не знает, из-за чего возникла болезнь, поэтому и ходят всякие разговоры. Неподалёку от аула находится яма, в которую свалены кости и шкуры животных. Кто знает, может она и является источником всей этой заразы? –говорит житель аула Берик ЖУБАЕВ.
БЕССРОЧНЫЙ КАРАНТИН
В настоящее время предусматриваются все возможные пути сохранения здоровой части сельского скота от бруцеллёза.
– В начале сентября пройдёт проверку оставшаяся часть скота. Скотину, у которой выявляются признаки бруцеллёза, мы тут же умерщвляем с помощью инъекции, а тушу сжигаем. В скотных дворах, кошарах, которые являются очагами распространения заболевания, проводится механическая очистка, работы по обеззараживанию. Проверка будет вестись до тех пор, пока не останется ни одной головы заражённого скота, – сообщил начальник Атырауского областного филиала ГУ «Республиканский отряд борьбы с эпизоотиями» Максот КЕМЕЛБАЕВ.
– 17 семей из Тасшагила до сих пор не могут получить компенсацию...
– Средства выделяются из республиканского бюджета, и поскольку скот был уничтожен ещё до нас, компенсация за него выплачиваться не будет.
По этому поводу мы связались с акиматом Кызылкогинского района.
– Мы хорошо понимаем, в каком тяжёлом положении оказались тасшагильцы. Ведь большая часть населения аула живёт за счёт личного подворья. Однако, к сожалению, помочь им ничем не можем. Карантин может продлиться 3-4 месяца. Для простых сельчан очень тяжело вот так в одночасье лишиться скота. Единственным утешением может служить то, что если ранее потеря больного бруцеллёзом скота никем не возмещалась, то теперь будет выплачиваться компенсация. В настоящее время за голову овцы выдают 26 тысяч, козы – 11 тысяч тенге. Сумма компенсации каждый месяц разная, – сказал заместитель акима Кызылкогинского района Бекнур АЖИГАЛИЕВ. – Об увеличении поголовья скота сказать ничего не могу, ибо это вопрос завтрашнего дня. А в настоящее время нами рассматриваются все возможные пути и способы борьбы с бруцеллёзом.
Ляззат КАРАЖАНОВА
Сайт Атырауской еженедельной газеты «Ак Жайык» Время загрузки страницы 0.245 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |