В четверг, 29 августа, глава государства объявил, что новые редакции УК, УПК и УИК, которые осенью поступят на рассмотрение в парламент, ориентировочно будут введены в действие с 2015. Ведущие казахстанские юристы Таир Назханов, Данияр Канафин и Сакен Айсин рассказали , чем грозит бизнесменам новый Уголовно-процессуальный кодекс. Генпрокуратура разработала проект Уголовно-процессуального кодекса. Если кодекс в нынешней редакции получит добро в парламенте, то бизнесменам придется сушить сухари. Дело в том, что новый УПК окончательно развяжет руки представителям правоохранительных структур и прокуратурам, зато адвокатов, которые смогли бы защищать интересы предпринимателей (да и всех граждан Казахстана), так и оставят декоративными фигурами, которые практически не могут влиять на ход предварительного и судебного следствия. Такого мнения придерживаются адвокаты Таир Назханов и Данияр Канафин. |
«Конкурент может договориться с прокурором»
По словам старшего партнера адвокатской конторы «Назханов &Партнеры» Таира Назханова, в проекте УПК нет главного: он не ограничивает полномочия «преследователей» и не расширяет права защитников. Это может больно ударить по всем казахстанцам и особенно по предпринимателям: ведь когда отбирают бизнес, используются не гражданско-правовые механизмы, а уголовные.
«Дайте допуск к подзащитному и госсекретам»
По мнению Таира Назханова, вместе с ограничением прав прокуроров надо расширять права адвокатов, чтобы они перестали ходить на поклон к следователям и могли действовать самостоятельно.
- Сейчас адвокат вынужден брать разрешение у прокурора или следователя, чтобы беспрепятственно общаться со своим подзащитным. Эта практика должна быть упразднена.
Также любой защитник, уверен Назханов, должен получать допуск к делам с госсекретами, и для этого не нужно просить разрешения у КНБ, который выдает их или не выдает на основании каких-то внутренних инструкций.
У следователей нужно отобрать кнут
Таир Назханов также считает, что нужно запретить прослушивание телефонных переговоров адвоката с подзащитным, а также помещений в следственных изоляторах, где общаются защитник и клиент.
По его мнению, у судей, прокуроров и следователей нужно отобрать «кнут», которым они наказывают принципиальных адвокатов, - то есть запретить выносить частные определения и представления.
- Для них плохой адвокат - это тот, кто активно отстаивает интересы своих клиентов, и они могут написать в коллегию, что такой-то адвокат ведет себя плохо. Коллегия обязана рассмотреть заявление, принять меры. Вспомните, как адвоката Данияра Канафина пытались лишить лицензии, когда он защищал бывшего председателя «Казатомпрома» Мухтара Джакишева, - привел пример из новейшей истории Казахстана Таир Назханов.
Адвокатам необходима иммунопрофилактика
Еще один механизм защиты адвоката, который должен быть прописан в новых кодексах, - его неприкосновенность.
- У адвокатов должен быть иммунитет, как у судей и депутатов: правоохранители не должны обыскивать его помещения, производить выемки и подобное. Если адвоката застали на месте преступления - задерживайте. Но уголовное дело в отношении адвоката не должен возбуждать следователь какого-нибудь районного отделения полиции. Это должно делаться на уровне Генерального прокурора или его заместителя, - уверен Таир.
Как защитникам набрать вес
Чтобы адвокат был равноправным участником уголовного процесса, входил в одну «весовую категорию» с прокурором и следователем, ему нужно разрешить собирать доказательства.
Вопрос о праве адвоката собирать доказательства нужно решать вместе с принятием закона о частной детективной деятельности, проект которого уже находится в мажилисе.
«Бизнесмены, поддержите адвокатов!»
Если люди и дальше не будут надеяться на справедливость в суде, то социальная напряженность будет только нарастать, говорит адвокат Назханов. Поэтому государство должно быть заинтересовано в том, чтобы дать адвокатам реальную возможность защищать граждан.
Он также призывает судей присоседиться к инициативе адвокатов, которые, по сути, ратуют за усиление и судейской власти, судейского контроля над деятельностью полиции и прокуратуры.
Такой УПК не убережет от правоохранительной хунты
Кандидат юридических наук, доцент Данияр Канафин согласен со своим коллегой, он тоже не считает реформу уголовного судопроизводства частной юридической проблемой.
- Относительно проектов есть много пожеланий. Главное состоит в том, чтобы разработанный правоохранительным ведомством кодекс служил не только интересам его авторов и их партнеров по службе, но отражал чаяния всех граждан. Граждане давно ждут от власти более справедливых, честных и разумных процедур, особенно в той сфере, где уровень государственного принуждения является наиболее сильным и где угрозе подвергаются такие фундаментальные права человека, как право на жизнь, личную свободу и неприкосновенность собственности, - сказал юрист.
Данияр Канафин отмечает, что вопрос о том, каким будет уголовно-процессуальное законодательство, приобретает сейчас принципиальное значение, и адвокатское сообщество надеется, что здравый смысл и разумная осторожность политической элиты страны обеспечат принятие такого процессуального закона, который будет служить во благо всего народа Казахстана.
Комментарий в тему
Новый УПК не защищает интересы потерпевших
Как отмечает ведущий научный сотрудник Института государственно-правовых исследований и экспертиз Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, кандидат юридических наук Сакен Айсин, новый УПК не позволит обеспечить потерпевшим защиту прав и законных интересов, нарушенных преступлением, так как «закрепленные в статье 8 проекта УПК РК задачи уголовного процесса в основном направлены на быстрое, полное раскрытие и пресечение уголовных правонарушений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство, а также защиту от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина».
- Считаем, что статью 8 проекта УПК РК следует дополнить нормой, которая бы предусматривала восстановление нарушенных преступлением прав и законных интересов потерпевшего, а также компенсацию причиненного преступлением вреда, - высказал мнение правовед.
Еще одно предложение юриста - обеспечить обязательное участие представителя потерпевшего по всем уголовным делам, в которых участвует защитник подозреваемого, обвиняемого, а также подсудимого. Таким образом, будут соблюдены принципы равенства и состязательности сторон в уголовном процессе.
Татьяна Трубачева,
обозреватель Forbes Kazakhstan
Сайт журнала Forbes Казахстан Время загрузки страницы 3.010 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |