Добровольный уход из жизни людей всегда потрясает окружающих. Если же на этот трагический шаг решаются дети, то сотрясаются сами основы общества, созданного взрослыми. И когда проходит первый шок, приходят вечные вопросы: кто виноват и что делать? Беспристрастная статистика свидетельствует, что в Семее в 2008 году совершено девять попыток самоубийства (пять со смертельным исходом), в 2009 году – 12 (три со смертельным исходом), в течение прошлого года – 17 (девять со смертельным исходом). Это были, в большинстве своем, вполне благополучные, по мнению окружающих, учащиеся школ и колледжей, которые росли в родных семьях. Некоторые из них были неполными, в других имелись финансовые проблемы, а в остальных не было проблем ни с материальным обеспечением, ни во взаимоотношениях родителей. Поэтому изучение социального статуса семей однозначного ответа на наши тревожные вопросы не дает. Как и поиск криминальной подоплеки. К примеру, в прошлом году по всем фактам суицида и его попыток приняты процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. На учете несовершеннолетние не состояли. Приводов в полицию не имели. |
– Изучение проблемы суицида среди несовершеннолетних показывает, – говорит начальник отдела по делам несовершеннолетних УВД Семея майор полиции Лариса Новикова, – что подростки решаются на этот крайний шаг в надежде обратить внимание родителей, педагогов на свои переживания. Таким страшным образом замкнутые, легкоранимые дети протестуют против бездушия, безразличия взрослых.
А иногда и против тяжелого материального положения. К сожалению, эта неприглядная сторона мира слишком рано заявляет о себе в жизни неокрепших несовершеннолетних. Среди причин, побудивших подростков к суициду в 2010 году, в двух фактах из девяти фигурируют долг по оплате за учебу, проблемы семьи с жильем и даже питанием. В двух случаях толчком к самоубийству стали внутрисемейные конфликты, причем до сих пор родные и близкие не хотят этого признавать.
Специалисты, работающие с семьями, понесшими утрату, пришли к выводу, что неуравновешенность психики в подростковом возрасте способна сделать трагедию из любой проблемы. Даже из нежелания учиться и помогать по дому – именно это стало одной из причин попыток суицида! Или ссоры с другом или подругой, из-за вечной занятости родителей, появления отчужденности в отношениях с ними. А вот перед наследственностью человек действительно бессилен: жертвой суицида стал ребенок, в чьей семье добровольный уход из жизни совершили уже несколько ее членов. Одного из подростков не поздравил с днем рождения отец, живущий отдельно…
По словам Л. Новиковой, пытаясь разобраться в социальных причинах этой тревожной ситуации, учителя, психологи и полицейские Семея не раз собирались вместе, разрабатывая совместные мероприятия. Стали привычными для школьников классные часы «Конфликт и стили его разрешения», «Уверенное поведение», «Умей принимать решения», «Конфликт – неэффективное общение», «Жить среди людей», «Как справиться с плохим настроением», а также психологические тренинги по личностному росту, снятию стресса. Для педагогов и школьных психологов проводятся семинары-тренинги «Психологическая диагностика суицидального поведения у детей и подростков», «Особенности личности суицидентов подросткового возраста».
И все же главный источник негативных переживаний детей – это семейные конфликты. Старания множества общественных институтов не заменят родительскую любовь. Но не выраженная в частых наказаниях, только провоцирующих развитие лживости как средства скрыть проступок. И не в неумелом морализаторстве, вызывающем в лучшем случае скуку, в худшем – ответную агрессию.
По мнению некоторых психологов, случаи аутоагрессии как проявления «инстинкта смерти», направленного на собственное «Я», появляются, когда дети достигают 11–18 лет. До этой возрастной черты реальных попыток уйти из жизни почти не происходит. Причина в том, что чем младше ребенок, тем в большей степени внедрен в жизнь семьи, находится в центре ее внимания, но, становясь старше, он может именно суицид выбрать как аргумент в «дебатах» с родными.
Аксиома: почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, несмотря на их кажущуюся импульсивность и непредсказуемость, чаще всего являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся ситуации. Тот, кто задумался о суициде, тем или иным образом раскрывают свои стремления – от едва уловимых намеков до явных угроз. Он ищет возможность высказаться и быть выслушанным, ощущая безнадежность, и в то же самое время надеясь на спасение…
Айгуль БИДАНОВА,
Семей
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.303 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |