«Этому предшествовала большая работа со стороны ответственных служб по организации и проведению электоральной кампании. Нельзя скрывать, что уровень политической грамотности населения и его вовлеченности в процессы модернизации нашего общества еще недостаточно высок. Однако, по мнению ученого, рост все же налицо. Ведь сама инициатива выборности акимов на уровне сельских округов и городов районного значения исходила от тех, кто проживает в этих аулах и поселках, т.е. от самих жителей. Здравый смысл, заложенный в основе данной инициативы, был услышан государством и стал внедряться в жизнь в относительно короткие сроки. «Безусловно, главную роль здесь сыграл Указ Президента РК «О некоторых вопросах проведения выборов акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел РК, не входящих в состав сельского округа». Разработанные в соответствии с ним «Правила избрания на должность, прекращения полномочий и освобождения от должности акимов» предопределили механизм претворения в жизнь новой формы выбора, доселе маловероятного в условиях постсоветских обществ», - сказал эксперт. |
Интересны индикаторы выборов с точки зрения соотношения претендентов на должности акимов и собственно выборщиков, отмечает С.Мажитов. «Депутаты районных и городских маслихатов отдают голоса будущим сельским акимам. Если иметь в виду, что данные выборщики в свое время были избраны большинством населения, то вопрос о демократичности выборов начинает обретать реальные очертания. Вторая позитивная сторона состоит в том, что накануне выдвижения кандидатов городские или районные акимы провели обязательную процедуру совещания или консультации с местным сообществом. Правда, вопрос о том, что представляет из себя «местное сообщество» и каковы механизмы и методы организации самих консультаций с ним, - в будущем требует детальной проработки и соответствующей разъяснительной работы», - отметил эксперт.
Как считает С.Мажитов, необходимо прояснить, какие именно стороны опыта международной практики применялись в процессе предвыборной кампании и в процедуре выборов. «Ведь известно, что каждый сельский населенный пункт имеет свою специфику. На места нужно не просто делегировать очередных наблюдателей или членов общественных комиссий, нужно привлекать специалистов в области ментальности жителей того или иного региона, специфики их электорального поведения. Все делать так, как это действительно делается в международной политической практике. Плоды эти не всегда будут сиюминутными, но непременно сработают на формирование того образа демократических выборов, как это представляется электоральному большинству», - говорит эксперт.
По его мнению, местное самоуправление еще делает первые шаги в нашем состоявшемся государстве. «Первый опыт всегда многотруден и сопряжен с недоработками и ошибками. Однако это не дает основания к тому, чтобы сбиться с намеченного пути. Наш Казахстана в мире воспринимается как страна, идущая по пути эволюционной демократии. Постепенная трансформация политической системы призвана минимизировать издержки реформ в сфере управления государством. Главное, что это понимает и поддерживает большинство населения», - подчеркнул известный ученый.
«Перемены начались и, как показал нынешний опыт, они вселяют оптимизм в сердца избирателей. Ведь Президент Казахстана поставил масштабную задачу - местное самоуправление должно быть внедрено в нашу жизнь не на словах, а на деле», - заключил С.Мажитов.
Национальное информационное агентство «КазИнформ» Время загрузки страницы 0.795 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |
![]() ![]() |