О проводимой работе по борьбе с коррупцией рассказывает Начальник Управления внутренней безопасности КТК МФ РК Тлеген Иматович Сунтаев. Противодействие коррупции, наряду с совершенствованием таможенного администрирования и нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела, является одним из основных направлений в деятельности таможенных органов. Не секрет, что на казахстанских участках внешней границы Таможенного союза существуют определенные проблемные вопросы. |
Практика показывает, что основные нарушения таможенного законодательства наблюдаются, в первую очередь, на границах с КНР и Кыргызстаном.
Особенности таможенного дела, наличие так называемых «узких» мест, может привести к фактам недостоверного декларирования, использования «лжетранзита» и других «серых схем». Главную роль в этом играет «человеческий» фактор. Погоня за легкой прибылью, соблазн больших денег приводят к тому, что отдельные недобросовестные сотрудники вовлекаются в противоправные схемы.
В данном контексте, Комитетом таможенного контроля предпринимаются меры по снижению коррупции в собственных рядах.
В первую очередь, коренным образом была пересмотрена деятельность подразделений внутренней безопасности таможенных органов, осуществляющих консолидацию предпринимаемых мер по снижению коррупции в целом.
Анализ показал, что применение одних лишь карательных мер не приносит ожидаемых результатов. Одним из ключевых элементов стало смещение акцентов в сторону превентивных мер, что позволило снизить количество коррупционных правонарушений почти в два раза.
Целью нашей работы является недопущение коррупционных проявлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.
Нередко нас спрашивают о частой сменяемости личного состава в приграничных таможенных органах, подпадающих под понятие «группы риска», однако, на сегодняшний день мы убедились, что это является достаточно эффективной мерой упреждения коррупции.
Основной упор сделан на действенную профилактику, обмен информацией с правоохранительными органами, немедленное реагирование на оперативные сигналы, ротацию недобросовестных сотрудников, очищение от скомпрометировавших себя лиц, проведение постоянной разъяснительной работы – все эти меры начинают давать свои результаты.
Приоритетом является возбуждение лишь значимых уголовных дел, которые имеют процессуальную перспективу.
В то же время, в необходимых случаях мы жестко и оперативно реагируем на факты системной и организованной коррупции с участием должностных лиц таможенных органов.
Так, в феврале текущего года была пресечена деятельность преступной группы занимавшейся в Жамбылской области экономической контрабандой товаров по схеме «лжетранзит», нанеся значительный материальный ущерб государству. По результатам следственно-оперативных мероприятий, было возбуждено 15 уголовных дел по экономической контрабанде и 2 уголовных дела в отношении должностных лиц таможенных органов, вовлеченных в преступную деятельность.
Выявлена схема незаконного ввоза так называемых «монгольских автомашин», имевшее место в г. Алматы.
По итогам проверки, выявлено 55 автотранспортных средств оформленных с нарушением Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». Ущерб от неуплаты таможенных платежей и налогов, составил 88 740 476 тенге. По данному факту, возбуждены уголовные дела по экономической контрабанде и в отношении сотрудника таможни проявившего халатность.
В июне текущего года в международном аэропорту г. Алматы, изобличена законспирированная схема ввоза крупной партии сотовых телефонов и других средств связи, путем подмены товаросопроводительных документов на стадии таможенного оформления. По данным фактам, также были возбуждены уголовные дела в отношении должностных лиц.
Проводятся проверки на предмет законности внешнеэкономической деятельности, осуществляемой благотворительными фондами.
Так, в г. Астана были выявлены 8 фондов, 4 из которых были зарегистрированы по фиктивному адресу, где их учредители и представители не значатся. Тогда как, таможенное оформление вообще производилось в Алматинской области, а общая сумма освобождения от уплаты таможенных платежей и налогов от таких «манипуляций» составила 542 млн. 952 тыс. тенге. По данным фактам проводится доследственная проверка.
В любой сфере деятельности существует определенная специализация. Поэтому, следует особо подчеркнуть, что выявить собственными силами подобные преступные схемы практически невозможно без знания специфики таможенного дела.
Отличительной особенностью противодействия проявлениям коррупции и теневой экономики в сфере таможенного дела является то, что правоохранительные методы должны одновременно сочетаться с иными мероприятиями системного характера (повышением эффективности таможенного контроля и качества таможенного администрирования, автоматизацией бизнес-процедур и т.п.).
В то же время нельзя согласиться с тем, что в содействии контрабанде и коррупции замешаны лишь таможенники, как может показаться из отдельных сообщений в средствах массовой информации.
Данный вопрос следует рассматривать шире.
До последнего времени по всему периметру границы действовали межведомственные оперативные группы (в работе которых были задействованы все правоохранительные органы).
Комплекс мероприятий, проводимых МОГ, принес положительные результаты: помог в определенной степени сбить активность околотаможенных криминальных структур, увеличить поступление платежей в бюджет, и стабилизировать оперативную обстановку в приграничных районах.
Вместе с тем, анализ правоохранительной деятельности свидетельствует, что, не имея таких ресурсов, как у других правоохранительных органов, все же подавляющее большинство правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела выявляется силами таможенных органов.
Так, по итогам полугодия таможенными органамивозбуждено 433 уголовных дел. Изъято товаров на сумму – 3 млрд. 868 млн. тенге, конфисковано на сумму – 210 млн. тенге. Государству возмещен причиненный ущерб на общую сумму – 142 млн. тенге.
При этом, значительная часть правонарушений выявляется на самих таможенных постах.
Разумеется, другими правоохранительными органами в пределах своей компетенции также проводится значимая работа, но следует отметить, что возбуждение ими уголовных дел и доведение их до суда невозможно без полного содействия со стороны таможенной службы.
Именно таможенными органами предоставляется необходимая ценовая информация и другие интересующие сведения, связанные с классификацией товара в соответствии с ТН ВЭД, даются консультации и заключения специалистов, определяется таможенная стоимость, производятся фотоснимки и другие технические действия, осуществляются таможенные экспертизы, то есть обеспечивается вся необходимая доказательственная база.
Судя по анализу судебной практики, без помощи таможенных органов до суда доходит лишь небольшая часть из общего количества возбужденных уголовных дел.
Борьба с преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела – общее для всех дело. Об этом неоднократно говорилось как на Координационных советах руководителей правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре, так и на других значимых совещаниях того же уровня.
И здесь, как нам представляется, нельзя делить государственные органы на «хорошие» или «плохие».
Тем более, что любой факт привлечения к уголовной ответственности, исходя из вышеизложенного, можно рассматривать как совместное мероприятие.
Практика показывает, что если на начальном этапе возбуждения уголовного дела выясняется причастность сотрудников таможни, производивших оформление, то в ходе дальнейшего расследования нередко проявляется участие должностных лиц других контролирующих и правоохранительных органов.
Те, нелицеприятные факты, изложенные выше, имеют частный характер и причастны к ним ограниченное количество сотрудников, что свидетельствует об отсутствии признаков системной коррупции.
В этом смысле, показательным является удельный вес поступлений в бюджет государства, где сборы таможенных платежей и налогов в 2012 году составили свыше 1 трл. 146 млрд. тенге или 38.3% от доли всех налоговых поступлений в бюджет, а по итогам 1-го полугодия 2013 года 620 млрд. 449 млн. тенге или 37.6% соответственно.
Главной задачей сейчас являются устранение причин и условий для проявлений коррупции, коренная модернизация таможенной службы, минимизация «человеческого фактора», максимальное сужение коррупциогенных сфер, обеспечение прозрачности деятельности таможенных органов.
Позитивное изменение криминогенной обстановки должно привести к созданию благоприятных условий для бизнеса, что в свою очередь, должно отразиться на увеличении поступления платежей в бюджет, соблюдении таможенного законодательства ТС и РК, а также усилению эффективности деятельности таможенных органов.
ИА ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.760 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |