Акимат Алматинской области пока не готов развивать пригородную зону Алматы по плану, который разработали по заказу городских властей. – Аким города Ахметжан Есимов дал поручение вынести спор (о реализации Проекта развития пригородных территорий. – «Караван») на рассмотрение Министерства регионального развития как третейского суда, – сказал на встрече с журналистами заместитель акима Алматы Болат САУРАНБАЕВ. |
И пояснил, что непоследовательность областных властей не позволяет городу решать свои проблемы.
Вместо барахолки – стадионы
Так, в Алматы уже началась подготовка к Универсиаде, которая пройдет в 2017 году. К этому событию будут построены новые стадионы и спортивные площадки – два новых комплекса на 12 тысяч и 5 тысяч мест в Алатауском районе и комплекс на 3 тысячи мест на Кульджинском тракте. Площадку для последнего пока занимают рынки, которые предстоит перенести на новое место. После проведения Универсиады освободившиеся здания планируется передать под студенческие городки.
– Для строительства трехтысячника на выезде на Кульджинском тракте мы сносим все базары. Дальше по тракту будут строиться новый торговый и рыночный комплексы, туда переведут всю торговлю. С каждым продавцом мы определили (куда он переезжает. – «Караван»). Почти все вопросы решены. Осталось выкупить землю, – рассказал Б. Сауранбаев.
Кроме того, планируется увеличить число выездов из города. Сейчас их только восемь, и из-за этого возникают постоянные пробки на прилегающих дорогах. Акимат намерен пробить еще минимум три выезда на запад и один на север. Но здесь возникают проблемы с властями пригородных районов.
– Мы сделали капитальный ремонт проспекта Райымбека, поставили пешеходные переходы, организовали выезд. Но дальше начинается большая проблема – это базары и магазины. Мы посмотрели, как реализуется программа развития пригородной зоны и Генплан, которые были утверждены на совместном заседании маслихатов и утверждены правительством. Однако, когда приехали в Каскелен, увидели, что никто этим делом не занимается. Хуже всего: мы уже пробиваем у себя улицу, а она упирается в никуда – областные проектировщики не знают, как дальше двигаться. И предлагают: надо снести местный акимат, школу. Понятно, районные власти возмутились: «Почему мы должны акимат сносить? Почему школу?». Действительно, в Карасайском районе все застроено. Но ведь должен быть план, в котором четко указано, где пройдет дорога и какой участок следует выкупить.
Кто как зарабатывает
Из всего сказанного можно сделать простой вывод: город и область не понимают друг друга. Проблема в том, как область и город получают свои блага, зарабатывают деньги и тратят их. Поэтому и цели у двух акиматов – городского и областного – разные.
В Алматы люди живут побогаче. Средний доход на алматинца составляет 103 тысячи тенге. Доход жителя Алматинской области в 2,4 раза меньше – 42 тысячи 600 тенге.
Алматы деньги производит. Не важно как, главное – денег хватает даже на подпитку республиканского бюджета. Алматинская область хронически одна из самых бедных и постоянно получает трансферты из Астаны.
Для горожанина нормально работать в теплом офисе с бумагами с 9 до 6 с двумя выходными. Жители области вынуждены наниматься на физическую работу, часто на улице, и тратить по 3–4 часа в сутки на дорогу.
Акимат Алматы готов брать миллиардные займы, чтобы построить дороги и развязки, чтобы увеличить скорость передвижения по городу транспорта и людей: чем быстрее транспортный поток, тем легче и быстрее бегут деньги. Для акимата это увеличение налоговой базы.
Цель акимата Алматинской области – переключить эти денежные потоки на себя. Легче всего это сделать, опять же, через транспорт: «оседлав» выезды из города рынками и базарами, местный бюджет зарабатывает на налогах. Парадоксально: чем медленнее трафик из города, тем больше зарабатывают эти рынки.
Все мы немножко мигранты
Город пытается защититься от нежелательных для себя мигрантов. В том числе и внутренних, которые вообще-то являются такими же гражданами своей родины, как и алматинцы. Пока получаются только полицейские меры. В апреле 2010 года маслихат Алматы принял решение ужесточить правила прописки граждан.
Но, с другой стороны, если сравнить численность населения Алматы 20 лет назад и сегодня, то в мигранты можно смело записать две пятых жителей города. А если поверить полицейским начальникам, которые утверждали, что в Алматы проживает не менее 2 миллионов человек, то уже можно смело говорить о среднем алматинце, который приехал в город уже в сознательном возрасте, а не родился здесь.
И, судя по всему, Алматы будет расти и дальше. И вполне может вырасти до 3 миллионов человек в ближайшие 12–15 лет. Причем ресурсом для роста населения будут все регионы страны, особенно сельские.
Каждому – по куску пирога
По данным Агентства по статистике, только 5 регионов из 16 стабильно получают население из других регионов. В том числе Астана, Алматы и Алматинская область. Остальные регионы так же стабильно свое население теряют. Причем в большей степени люди уезжают из сел и аулов. Спасает то, что рождаемость на селе все же выше, чем в городе, поэтому соотношение между сельским и городским населением пока не изменяется. Но если жизнь селян будет ухудшаться, то они станут все активней двигаться в города, создавая здесь новые проблемы – ведь ни городская инфраструктура, ни рынок жилья, ни рынок труда не успевают за этим процессом.
Вот и получается – решать проблемы Алматы без окружающей области невозможно. В этом противостоянии город всегда будет что-то захватывать у области – земли, людей, ресурсы. Область будет этому сопротивляться. Поэтому, думается, при разработке подобных проектов надо учитывать не только интересы мегаполиса, но и интересы области, чтобы она тоже получала свой кусок пирога. Пока, как видим, это не получается.
Планируется построить торгово-развлекательные центры на въездах в Алматы.
– Люди едут в мегаполис за покупками, за развлечениями. Но надо ли привлекать людей в город? Опять будут пробки. Лучше, может быть, на подступах к Алматы поставить комплексы, торговые центры, чтобы жители области там покупали, отдыхали, развлекались. Это не дискриминация – это решение проблемы, – уверен Б. Сауранбаев. – Мы всем жителям близлежащих районов даем возможность получить услуги и удовольствия, не заезжая в город.
Проект развития пригородных территорий был принят 17 ноября 2009 года.
В зону влияния Алматы включено пять районов Алматинской области – Жамбылский, Карасайский, Илийский, Талгарский, Енбекшиказахский плюс территория города Капшагая. Зона занимает 15,4 тысячи квадратных километров, включая 221 населенный пункт.
План должен был упорядочить развитие Алматы и пригородных территорий. В том числе через строительство новых жилых массивов, промышленных, торговых и зеленых зон, транспортных коммуникаций и узлов.
Численность населения всей зоны с учетом Алматы на 1 января 2009 года составляла 2 миллиона 90 тысяч человек. В том числе 1 миллион 365 тысяч человек в городе и 725 тысяч человек в пригородах. Планируется, что до 2040 года численность должна вырасти до 4 миллионов 179 тысяч человек. В том числе в Алматы – 2 миллиона 800 тысяч человек, в пригородной зоне – 1 миллион 300 тысяч.
Объем строительства по городу с новыми площадями составит 60 миллионов 660 тысяч квадратных метров. Освоение новых площадок должно начаться в 2015 году. Всего в долгосрочном периоде запланировано построить 45 миллионов 500 тысяч квадратных метров жилья для 1 миллиона 300 тысяч человек.
Алматы
Сайт газеты «Караван» Время загрузки страницы 1.057 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |