С нового года в Казахстане на 30 процентов увеличился размер пенсий. Однако долго радоваться старикам не пришлось: продавцы тут же взвинтили на треть, а то и больше цены на товары первой необходимости. Впрочем, так было и в прошлый раз, когда повышали пенсии и/или зарплаты. И в позапрошлый… Лидер движения «Поколение» Ирина САВОСТИНА (на снимке) как никто другой знает, чего стоят правительственные надбавки и как сегодня выживают пенсионеры. - Повышение пенсий, - уверена Ирина Алексеевна, - это, по сути, повышение благосостояния монополистов и богатых людей. Я заметила такую тенденцию: президент выступает и говорит, что с такого-то месяца будет повышение пенсий, предположим, на 30 процентов. Затем оперативно, в течение недели, собирается «круглый стол» или проводятся публичные слушания на тему «Повышение цен на коммунальные услуги и товары первой необходимости». И выходит так: из одного окошка пенсионер берет деньги и сразу отдает их в другое. То есть руками пенсионеров, за счет их здоровья, а то и жизни власти помогают монополистам. |
Есть такие отрасли в народном хозяйстве, которые государство не имело права передавать в частные руки. Это стратегический фонд, и к нему в первую очередь относится жилье. Что будет со страной, когда весь жилой фонд или развалится, или его разворуют? На хрен нужно будет такое правительство? Ведь народа никакого просто не будет! Будут животные, выживающие в своих норах! В годы Великой Отечественной войны во время бомбежек кто организовывал эвакуацию? Домоуправление. Или, допустим, пришел солдат в увольнение, а дома нет. Куда он бежит? В домоуправление. И там ему или покажут, где его родственники захоронены, или куда их вывезли. А сейчас всю эту отрасль отдали частникам.
До развала Союза в Алма-Ате было 56 домоуправлений. И в основном управляющими были мужики, которые могли сами в случае аварии что-то починить. А сейчас - около 1000 КСК! Все председатели - «безрукие» бабы, зато они знают, где украсть, как списать... Если бы все деньги, поступающие сейчас на содержание жилого фонда, шли государству, то крыши домов впору крыть золотом и серебром. А сейчас наши крыши разве что матом кроют, потому что они все текут…
Вторая отрасль - это медицина. Мне сказали, что ни в одном государстве мира нет такого количества коммерческих аптек, как в Казахстане. И доходов они приносят больше, чем водка! А люди тем временем умирают от того, что им не с чем пойти к платному врачу, не на что купить дорогие лекарства.
- А как вы сами уживаетесь с тарифами на коммунальные услуги?
- Когда в 1998 году стало совсем невмоготу с коммунальными платежами, мы вышли на площадь. Это было оглушительное событие! Весь город вышел. Власти дрогнули и пошли на уступки. Но нас - меня, Мадела ИСМАИЛОВА и Юрия ВИНЬКОВА ( лидеров «Рабочего движения» Алматы. - М. А.) посадили. А когда я вышла, меня сразу пригласили в Америку, и я стала лауреатом международной премии. Но я все думала: может, я что-то делаю не так? И тогда, продав все свое золотишко, установила в квартире счетчики. Выяснилось: с ними холодной воды мы расходуем в 6 раз меньше, чем нам начисляют, горячей - в 3 раза, а газа - в 6 раз. Но опять одной кричать мне было не с руки. Я собрала весь свой актив, и мы установили в квартирах счетчики воды. И каждый должен был фиксировать, сколько ему насчитало государство и сколько он потратил фактически. С тех пор у меня сохранился блокнот со всеми данными. Получилось, что около 1000 тенге в месяц идет «сверху». И это только на воде… А ведь тарифы растут из года в год!
Мы и раньше жили небогато, но нам хватало на то, чтобы содержать жилье, и еще оставались кое-какие деньги. А сейчас народ настолько обнищал…
- Почему же в богатом Казахстане пенсионерам не могут обеспечить достойную старость?
- Могут. Но не хотят. В 2003 году вышла новая система перерасчета пенсий по видам экономической деятельности. Она так ударила по старым людям, что 70 процентов пенсионеров Казахстана стали получать минимальную пенсию. У человека большой стаж работы, заслуги перед государством, но… он работал учителем или врачом, и поэтому пенсия у него, даже если он кандидат наук, будет меньше, чем у уборщицы, которая всю жизнь махала шваброй где-нибудь в бане! Уборщица, почтальон, дворник, проводница - у них пенсия больше, чем у профессора или кандидата наук... Сейчас раздаются победные крики: ура, пенсионеру прибавили 30 процентов. Если он до прибавки получал 40 тысяч тенге, то это еще ничего. А если 12 тысяч? И еще один момент: Министерство труда и соцзащиты всегда складывает - вы получаете пенсию за рабочий стаж плюс базовую ставку. И при этом говорят: мы, мол, идем к международным стандартам. Так вот, дорогие, по международным стандартам базовая пенсия обеспечивает прожиточный минимум. А в прожиточный минимум входят продукты питания, оплата жилья, коммунальных услуг, лечение, одежда, обувь, развлечения, пресса (две газеты), транспортные расходы. Мы подсчитали: у нас прожиточный минимум должен быть около 35 тысяч тенге. Вот что такое базовая пенсия на международном уровне. А здесь в прожиточном минимуме - одна жратва. Причем по рациону блокадного Ленинграда. Одна журналистка решила на себе испытать, что это за рацион. Так она на второй неделе стала падать в обморок, обиделась на нас и больше в «Поколении» не показывается.
У меня есть постановление Совета министров и ЦК ВКП(б) СССР о снижении с 1 марта 1950 года - всего через 5 лет после войны! - цен на продовольствие и промышленные товары. К примеру, цены на хлеб снижали на 25-30 процентов, мясо - на 24-35 процентов, макароны - на 25 процентов и т.д. Так что нам не надо повышать пенсии - вы лучше удешевите продукты!
- Ирина Алексеевна, какой выход вы видите из этой ситуации?
- Необходимо провести жилищную реформу и вернуть весь жилфонд государству. Пусть люди распоряжаются жильем, но под контролем государства. Сколько у нас бездомных стариков и детей осталось! Когда начинают паскудить советскую власть, мне всегда хочется сказать: где еще вы видели страну, которая бы бесплатно давала простому народу жилье? А в СССР давали! А еще - бесплатное среднее и высшее образование. И медицинские услуги тоже бесплатные. Стоило чихнуть, как тебя тут же в поликлинику обследовать, лечить, а потом еще и на курорт... Да, верно, много было при Союзе говна, но немало было и хорошего. Надо было просто говно получше убирать. А получилось, что с водой выплеснули и ребенка.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Сайт газеты «Время»
Время загрузки страницы 0.238 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |