Законодательное обеспечение деятельности государства – основная задача, поставленная перед Министерством юстиции Президентом и Правительством республики. И, судя по итогам минувшего года, ведомство успешно с ней справляется: план законопроектных работ выполнен на сто процентов. О законотворческой деятельности и других направлениях работы Минюста, касающихся интересов широких слоев населения, нашему корреспонденту рассказывает министр юстиции Рашид ТУСУПБЕКОВ. – Прошедший год стал годом больших достижений для Казахстана. Новый импульс обрела экономика, принят Стратегический план развития страны до 2020 года, формируется правовая база Единого экономического пространства, начата реформа правоохранительной системы. Мы активно принимаем участие во всех этих процессах. Деятельность органов юстиции направлена на качественное исполнение поручений Главы государства, Правительства. |
Одной из важнейших задач министерства является правовое обеспечение и координация законопроектной деятельности. Нам удалось полностью выполнить план законопроектных работ на 2010 год. Из 36 проектов законов, подготовленных совместно с госорганами-разработчиками, в настоящее время 15 уже подписаны Главой государства.
Как известно, в стране по инициативе Президента начата реформа правоохранительной и судебной систем. Для ее успешного осуществления подготовлено 17 законопроектов, большинство из которых уже подписаны Главой государства.
Значительная работа проведена и в сфере правового обеспечения международных договоров, в том числе по формированию Единого экономического пространства. Осуществлена юридическая экспертиза 1 225 проектов нормативно-правовых актов по вопросам заключения международных договоров.
В рамках ЕврАзЭС в Астане на 15-м заседании совета министров юстиции государств, входящих в эту организацию, подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве по подготовке специалистов пенитенциарной системы, а также утверждены основы оказания бесплатной юридической помощи гражданам своих стран.
– Рашид Тоулетаевич, на недавней итоговой коллегии Минюста Премьер-Министр обратил внимание на необходимость более полного задействования потенциала Института законодательства при разработке законопроектов. Что для этого необходимо?
– Нами была концептуально пересмотрена деятельность данного института, улучшен его кадровый состав. Сегодня более двух третей его сотрудников составляют доктора и кандидаты юридических наук, высококвалифицированные специалисты в своих отраслях права.
Для более качественного исполнения плана законопроектных работ, на наш взгляд, необходимо все концептуальные разработки, научно-экспертную деятельность и правовые исследования сосредоточить в Институте законодательства.
Сложившаяся практика показывает, что из года в год при формировании плана законопроектных работ допускается некачественное отраслевое планирование. И это притом, что ежегодно отраслевым министерствам и ведомствам на различного рода научные и прикладные исследования выделяется около 20 млрд. тенге. А количество творческих коллективов и отраслевых институтов составляет около 170 организаций.
В связи с этим мы предлагаем определить в качестве основной деятельности Института законодательства проведение научной экспертизы всех законопроектов и правовых исследований, с возможностью привлечения на конкурсной основе потенциал других научных учреждений. Такая практика, кстати, применяется в ряде государств. Это позволит повысить качество законотворчества при значительной экономии бюджетных средств.
На законодательном уровне решен вопрос о проведении институтом лингвистической экспертизы законопроектов.
В 2010 году для обеспечения стабильности законов, оценки их эффективности министерством разработан и внесен в Парламент законопроект по внедрению правового мониторинга законодательных актов. С его принятием каждый государственный орган будет обязан анализировать эффективность разработанного им закона.
В целом же, чтобы повысить качество разрабатываемых проектов законов, их следует не только публиковать на официальном сайте министерства, но и сделать открытыми для обсуждения. В этой связи нами прорабатывается вопрос о создании на сайте сервиса для предложений к проектам законов, доступного самому широкому кругу пользователей.
– Одно из важных направлений вашей работы – регулирование нотариальной и адвокатской деятельности. Год назад вокруг ситуации с возрождением института государственных нотариусов разгорелись дискуссии, но сегодня все наглядно видят полезность этого решения. Ведь услуги государственных нотариусов в десятки раз ниже, чем расценки частных. Какие еще нововведения ожидаются в данной сфере?
– Предложенные министерством подходы к реформированию этой отрасли нашли отражение в соответствующих законопроектах, которые находятся на рассмотрении Парламента. Основная суть предлагаемых новелл заключается в том, что государственные нотариусы станут действовать наравне с частными, будет отменено квотирование численности частных нотариусов, изменен порядок государственного контроля их деятельности.
Нужно сказать и о том, что во всех регионах внедрена «система электронного нотариата». Это позволяет нотариусам получать достоверную информацию из государственных баз данных, а также предотвращать мошенничество и иные нарушения при совершении нотариальных сделок. В целом основными приоритетами при регулировании адвокатской и нотариальной деятельности является доступность и качество.
Безусловно, есть в этих отраслях и ряд проблем. К примеру, следует признать, что существующая система оплаты услуг адвоката за счет государства является неэффективной. Она практически не претерпела серьезных изменений с советских» времен.
По-прежнему нередки случаи отказа обвиняемых от услуг «бесплатных» адвокатов. Последние в свою очередь к исполнению своих профессиональных обязанностей относятся формально. К тому же в настоящее время размер оплаты услуг адвоката на предварительном следствии определяется следователем, то есть, по сути, его процессуальным оппонентом. В итоге страдают права и законные интересы граждан.
Для решения озвученных проблем в текущем году намечено разработать соответствующий законопроект с учетом передового международного опыта.
Мы также планируем передать компетенцию по приему квалификационного экзамена для претендентов на право осуществления адвокатской деятельности в территориальные органы юстиции. Это облегчит доступ к профессии, будет способствовать увеличению числа адвокатов, нехватка которых особенно остро ощущается в сельских районах. Кроме того, кандидаты в адвокаты сэкономят время и средства на приезд в Астану из отдаленных регионов.
– За последнее время Министерством юстиции немало сделано в плане сокращения административных барьеров для ведения бизнеса…
– Да, в этом направлении мы провели большую работу. Ее результатом стало то, что в международном рейтинге Doing business по индикатору «Регистрация предприятий» Казахстан улучшил свои показатели сразу на 38(!) позиций.
В развитие достигнутого с декабря прошлого года появилась возможность он-лайн-регистрации юридического лица через Интернет. На сегодняшний день, для того чтобы зарегистрировать предприятие не обязательно посещать ЦОН, достаточно подать электронное заявление, не выходя из офиса.
Наряду с субъектами малого предпринимательства при создании предприятия будет отменено обязательное нотариальное удостоверение учредительных документов субъектов среднего и крупного бизнеса. Кроме того, на портале «электронного правительства» уже можно получить информацию о зарегистрированных юридических лицах. Прежде для этого нужно было обращаться с письменным запросом в органы юстиции.
Значительно упростилась и процедура регистрации недвижимости. О новшествах в этой сфере мы информировали читателей «Казахстанской правды». Напомню лишь, что сроки регистрации сокращены с 15 до 5 дней, а ставки за ускоренную регистрацию по нашей инициативе снижены более чем в 5 раз. Во всех регионах республики внедрена выдача справок по недвижимости в электронном формате. Если на бумажном носителе справка выдавалась в течение трех рабочих дней, то сегодня ее получение занимает не более 30 минут.
В текущем году будут подготовлены необходимые поправки в действующее законодательство, предусматривающие внедрение «электронной регистрации» недвижимости. В случае успешного осуществления данной инициативы процедура регистрации кардинально упростится. При заверении у нотариуса договора купли-продажи электронное извещение о совершенной сделке через систему «е-нотариат» будет автоматически поступать в орган юстиции и с этого момента право нового собственника будет зарегистрировано.
– Возглавляемое вами ведомство, пожалуй, одно из самых многопрофильных. С недавнего времени Минюсту передана еще функция по исполнению судебных актов. Вы готовы к началу этой работы?
– На сегодня завершены все организационно-распорядительные мероприятия по переходу органов исполнительного производства в систему юстиции. Создан соответствующий Комитет по исполнению судебных актов.
Надо констатировать, что в этой сфере имеются большие проблемы: показатели исполнения судебных актов остаются низкими, с каждым годом увеличиваются жалобы на незаконные действия судебных исполнителей, сохраняется высокий уровень коррупции. В связи с этим нам предстоит кардинально улучшить сложившуюся ситуацию, приняв срочные меры по повышению эффективности работы комитета.
– На ваше министерство возложена и правовая пропаганда…
– Мы уделяем этому вопросу особое внимание. Создан Координационный совет, объединяющий юридические службы 20 госорганов. Успешно работает единая правовая информационная служба, в которой проконсультировались 245 тысяч граждан, что в два раза больше, чем в 2009 году. Сейчас прорабатывается вопрос о бесплатном звонке в данную службу из любого населенного пункта Казахстана по единому номеру – 119.
На сайте министерства создана база, содержащая тысячу вопросов-ответов, необходимых в повседневной жизни граждан. В этом году планируем разместить в Интернете полную базу нормативных правовых актов, что позволит населению бесплатно пользоваться текстами действующего законодательства.
– Минюст активно внедряет в своей работе интернет-технологии. Говорят, что скоро даже заявление о вступлении в брак можно будет подать, не выходя из дома?
– Да, с недавнего времени веб-ресурсы задействованы и в работе органов ЗАГСа, этой важнейшей службы, с которой каждый гражданин имеет дело буквально с момента рождения и до смерти.
На сегодня внедрена и успешно работает информационная система «Регистрационный пункт ЗАГС», которая не имеет аналогов в СНГ. С помощью этого программного продукта отделы ЗАГС производят регистрацию актов гражданского состояния в электронном виде, отказавшись от ручного заполнения актовых записей и свидетельств о регистрации актов гражданского состояния.
Уже сегодня через Интернет гражданин из дома может получить справку о регистрации актов гражданского состояния.
С декабря 2010 года внедрена еще одна электронная услуга – подача заявления о вступлении в брак через Интернет. Подать такое заявление можно будет, даже если будущие молодожены в этот момент находятся в разных точках планеты. Желающим достаточно будет только иметь электронно-цифровую подпись (ЭЦП) и выход в Интернет. Безусловно, подача электронного заявления не исключает возможность его подачи в бумажном варианте.
Сегодня среди казахстанцев немало желающих получить электронную цифровую подпись. Поэтому в течение I квартала будут проработаны технические вопросы записи электронной цифровой подписи в чипы удостоверений личности. То есть при выдаче новых документов все граждане будут получать ЭЦП автоматически.
Думаю, эти и другие нововведения позволят каждому казахстанцу не только экономить время и деньги, но и чувствовать себя гражданином страны, идущей в ногу с наиболее развитыми государствами мира.
Ольга СЕМЕНОВА,
Астана
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.727 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |