Что делается для оздоровления детей, для занятости подростков в период летних каникул? Об этом говорили эксперты, собравшиеся в конференц-зале Алматинского корпункта АО «РГ «Казахстанская правда». В работе «круглого стола» на тему детского отдыха приняли участие заместитель председателя Алматинского союза профсоюзов Клара Летникова, директор лагеря «Альтаир» Адильтай Алишев, директор лагеря «Юный домостроитель» Эльдар Чукабаев и руководитель Алмалинского отдела занятости и социальных программ управления занятости и соцпрограмм Алматы Шолпан Нусипова. |
Клара ЛЕТНИКОВА:
– Традиционно в начале сезона мы проводим совещание начальников лагерей. Как всегда начинаем сезон с большим чувством ответственности за сохранность и здоровье детей. В нынешнем году близ Алматы работают 27 лагерей – больше, чем в прошлом. Новые открылись в предгорьях Алатау, чтобы дети могли заниматься туризмом, быть с природой на «ты». В том числе это три скаутских лагеря с полноценным питанием, где дети с 10 до 18 лет живут в двухслойных палатках с теплым деревянным полом. Традиционные лагеря, а их больше всего в Карасайском и Талгарском районах, в текущем году работают без лицензии, но это не значит, что они стали хуже или требования занижены. Для открытия лагеря в обязательном порядке необходимы разрешения соответствующих служб. Каждую зиму ко мне приходят совершенно незнакомые люди, которые раньше с детьми не работали, и интересуются, где есть пустующие лагеря, чтобы взять их в аренду или выкупить. Спрашиваю: с какой целью? Отвечают, чтобы денег заработать. На детях, говорю, кощунственно деньги зарабатывать, да и просто невозможно: заложишь большую стоимость путевки, мало кто сможет ее купить. Если путевка будет дешевой, для организаторов накладно. Цены должны быть разумными. И главное – детей нужно обеспечить для отдыха всем необходимым.
«КП»:
– Клара Артемовна, какова стоимость путевок в самые дорогие и самые демократичные лагеря?
Клара ЛЕТНИКОВА:
– У нас есть детский оздоровительный лагерь «Юный домостроитель», который возглавляет Эльдар Чукабаев. Это легендарная личность, он работает здесь с 1965 года. Начинал вожатым, сегодня – бессменный директор. Стоимость пребывания ребенка колеблется от 1 800 до 3 200 тенге в день в зависимости от сезона.
Есть спортивно-оздоровительный комплекс, в котором сутки пребывания ребенка стоят 10 000 тенге. Это «Ак Булак», располагающий круглогодичной ледовой ареной, крытым плавательным бассейном, лошадьми, канатной дорогой и прекрасным питанием. Там отдыхают целыми семьями, а специальный инструктор работает с детьми. В среднем же стоимость путевки по нашему региону колеблется от 4 500 до 5 000 тенге в сутки. В нынешнем году она увеличилась на 500–700 тенге. Это и понятно: повысились тарифы на электроэнергию, воду, подорожал бензин. Что немаловажно, сейчас приходится платить налог на добавленную стоимость.
В 2011 году по просьбе предпринимателей около 330 различных видов услуг были освобождены от лицензирования. С одной стороны, это хорошо: меньше бумаг. С другой, настораживает, и вот почему. Наши лагеря относятся к дополнительному внешкольному образованию, и сейчас для открытия лагеря не требуется лицензия. Статья Налогового кодекса предусматривает освобождение от НДС органов и предприятий образования при наличии соответствующей лицензии. А так как у нас лицензии нет, нам начисляют налог. Возможно, эти 12% в бюджете государства особой роли не играют, но согласитесь, 45 000–50 000 на десять дней, чтобы ребенку отдохнуть – для семьи накладно. А если в семье воспитывается двое-трое ребятишек? Да и не все подпадают под категорию малообеспеченных. Может, больше организовать лагерей труда и отдыха? Ребенок бы полдня трудился, зная, как растет помидор или морковь, а потом полдня спортом занимался. Помните, раньше каждый район имел свой лагерь, договоры заключали с колхозами и совхозами…
«КП»:
– Как вы считаете, что нужно, чтобы этот хороший почин вновь заработал?
Клара ЛЕТНИКОВА:
– Занимаюсь детским отдыхом очень давно. И приятно удивилась, что в нынешнем году впервые на уровне Премьер-Министра состоялось селекторное совещание по детскому оздоровительному отдыху. Акимат Алматинской области придал организации лагерей серьезное значение, это радует. На мой взгляд, нужно, прежде всего, продумать вопросы с обеспечением лагерей продуктами по более дешевым ценам, возможностью организации лагерей труда и отдыха для детей с 12 до 17 лет, налоговых послаблений. И обязательно взять это начинание под контроль государства.
«КП»:
– Существует генеральное соглашение между Правительством, профсоюзами и Союзом работодателей Казахстана. И один из пунктов, касающихся социального партнерства, – всестороннее содействие в оздоровлении работающих и членов их семей, то есть детей.
Клара ЛЕТНИКОВА:
– Да, такое партнерство есть. В первую очередь это выделение средств за счет бюджета города и области акиматами. В текущем году город выделил на оздоровление детей 180 миллионов тенге, область – 153 миллиона. Эти средства в первую очередь направлены на оздоровление детей из малообеспеченных семей, сирот, ребятишек из детских домов. Кроме того, областной акимат серьезно подошел к строительству и восстановлению бывших лагерей. В прошлом году появились два – в Саркандском и Коксуском районах. В нынешнем году на государственные средства открыт лагерь на северном берегу Капчагайского водохранилища. Планируется, что здесь за каникулы отдохнет 1 000 детей. Из 27 лагерей государственный – практически один, бывший «Юнармеец», ныне «Орнек», где все лето отдыхают дети из детских домов и школы изобразительного искусства и технического дизайна имени А. Кастеева. Он принадлежит управлению образования города. Есть лагерь, принадлежащий профсоюзу энергетиков – «Эдельвейс», в районе телебашни Кок-Тюбе. В двух частных лагерях тоже работают профсоюзы: медиков – лагерь «Бачеев ручей» и связистов – в «Связисте», и все остальные находятся в частной собственности.
«КП»:
– Адильтай Исупжанович, дети из малообеспеченных, многодетных семей с удовольствием отдыхают в вашем лагере. Расскажите подробнее об этом.
Адильтай АЛИШЕВ:
– Однажды я увидел, как весело отдыхают дети в лагере «Даулет», и загорелся мечтой открыть такой же для ребятишек нашего района. Я просто влюбился в лагерь! Тогда не знал, какая это ответственность и большой риск. Время шло. На базе заброшенной конторы Первомайского картофелеводческого совхоза возник прекрасный лагерь, где отдыхают дети моего родного поселка, регионов, города, области. Построили, набрали полный персонал, а отдыхающих-то нет. Я ездил по всему городу, набирал детей из детских домов. Так сложилась традиция каждый год предоставлять ребятишкам возможность отдыхать у нас. Традиционно принимаем 100–150 ребят из Уштобинского областного детского дома, детского дома-интерната в микрорайоне «Орбита». Нам помогают городской акимат, акимат Карасайского района и Алматинский союз профсоюзов. В нынешнем году в конце августа планируем принять 200 детей. Они приезжают из разных районов города, в том числе нового Алатауского. Дети учатся у нас быть самостоятельными, ответственными, инициативными. Лагерь позволит раскрыть лидерские качества, приобрести друзей порой на всю жизнь.
Клара ЛЕТНИКОВА:
– В прошлом году Адильтай Исупжанович выделил 50 путевок акимату, в позапрошлом – 50 нашему Союзу профсоюзов. Из них 35 мы предоставили детскому дому «Жануя», десять – детям, которые стояли на учете по делам несовершеннолетних, и пять – департаменту по защите прав детей Алматы для малоимущих семей. Эти ребята впервые в жизни отдыхали в лагерях и до сих пор тепло вспоминают, с какой любовью и добротой к ним относились. Это и есть яркий пример социальной ответственности бизнеса.
Адильтай АЛИШЕВ:
– Много было и трудностей с открытием лагеря, но мои друзья из «Даулета» очень помогли. Мы же об организации работы лагеря мало что знали, на ошибках учились. Сейчас у нас есть чем гордиться – ипподром, четыре бассейна, аквагорки, квадроциклы.
«КП»:
– Клара Артемовна как-то сказала, что детский отдых сейчас не тот, что был раньше: два притопа, три прихлопа. Он должен соответствовать современному уровню детского восприятия.
Адильтай АЛИШЕВ:
– Мы создаем все условия, возим детей на экскурсии, в музеи к примеру. С подопечными занимаются опытные вожатые, инструкторы, физруки. Но главное – это оздоровление детей. Есть у нас искусственные футбольные поля, теннисный корт, сауна.
Клара ЛЕТНИКОВА:
– Когда лагерь открывался, возник вопрос о названии. «Альтаир» – это космос, устремление, мечта. И вот мечта для ребятишек сбывается. Что еще немаловажно. Взаимодействие и взаимовыручка очень сплачивают лагеря. Эльдар, например, пользуется непререкаемым авторитетом, из года в год акиматы берут у него путевки. В текущем году 200 взял Бостандыкский район, 250 – Турксибский, 600 – Карасайский сельский район, на территории которого работают шесть лагерей.
«КП»:
– Вопрос к вам, Эльдар Таипович. Чем лагерь нынешний отличается от того, в котором вы начинали работать в далекие советские годы?
Эльдар ЧУКАБАЕВ:
– Тогда было очень много лагерей – 64. Все работали под руководством профсоюзов. Их начальников отправляли на обучение в «Артек», «Орленок», «Зубренок». Между лагерями проводились соревнования, конкурсы художественной самодеятельности, финалы разыгрывались в парке культуры и отдыха имени Горького. Тогда не было проблемы со снабжением. Хотя магазинные полки пустовали, специально для детских оздоровительных учреждений работала мелкооптовая база. Там получали и сельхозпродукты. Сегодня тоже все нормально. Но существуют некоторые трудности. Я хотел бы попросить «Казахстанскую правду» как четвертую власть помочь лагерям. Сейчас финполиция отменила выдачу документов на закуп сельхозпродукции. И главное – в самый разгар сезона! Мы делали закупки на рынке «Алтын Орда». А сегодня говорят, закупайтесь в магазинах. Мы для детей в магазинах покупать не можем, не то качество, да и цена высокая. Выгодней брать оптом и самое свежее. На «Алтын Орде» работает очень серьезная ветеринарная лаборатория, которая дает сертификат. Санэпидстанция первым делом тщательно проверяет лагеря на сертификат качества продукции. Поймите правильно: важно, чтобы на столе у наших детей были качественные, свежие продукты. Прошу нас, директоров, услышать и ситуацию рассмотреть, не ставить эксперименты на детях.
Клара ЛЕТНИКОВА:
– Еще в далекие тридцатые годы было принято решение Правительства о том, чтобы деньги государственного социального страхования передать в управление профсоюзам. Тогда в массовом порядке были построены здравницы, детские лагеря. Государственные деньги проходили через профсоюзы, выделяющие средства на зарплату обслуживающего персонала, питание детей, медобслуживание, культурно-массовую работу. Чаще всего лагеря принадлежали крупным предприятиям. Они брали на себя хозяйственную часть – ремонт зданий, охрану, содержание территории, все остальное – за счет средств государственного социального страхования. Открытие детского оздоровительного сезона рассматривалось на заседаниях бюро обкома партии. Начальники лагерей назначались на заседаниях обсовпрофа. Это были проверенные, ответственные и опытные люди. Вот такая существовала стройная система.
«КП»:
– Эльдар Таипович, что для вас, как человека, столько десятилетий проработавшего с детьми, лагерь?
Эльдар ЧУКАБАЕВ:
– Как что? Жизнь! С 18 лет я там, когда приехал из Узбекистана. Тогда директором лагеря работал артековец Ким Михайлович Джаладян. Он очень помогал. Так я и остался в лагере после окончания техникума. Собирал кадры на предприятиях, с сохранением средней заработной платы они ездили в пионерлагерь работать вожатыми. И любовь свою здесь встретил. Дети мои и внуки тоже выросли в лагере.
Клара ЛЕТНИКОВА:
– Интересно, что и сейчас начальник лагеря «Тау Жанашар» Марина Еремина несколько лет подряд ездит в «Артек», проходит обучение, и лагерь работает по артековской системе.
«КП»:
– Шолпан Байжумаевна, мы говорим о детском отдыхе, а как быть подросткам и молодым людям, которых лагерь уже не принимает по возрасту?
Шолпан НУСИПОВА:
– Управление занятости и социальных программ Алматы занимается в основном малообеспеченными семьями, и я считаю, что тема сегодняшнего разговора весьма своевременна. Мы даем детские пособия, оказываем материальную помощь нуждающимся. Основной упор делаем на занятости населения. В нашем Алмалинском районе на учете сегодня состоят 292 официально зарегистрированных безработных, по городу 1 547. По сравнению с прошлыми годами цифра значительно снизилась. Мы работаем также с целевыми группами, в одну из которых входят и подростки после 16 лет.
К сожалению, еще лет пять-шесть назад работодатели давали заявки на подростков на летний период, но сегодня ни одной вакансии они не предоставляют. Это связано, на мой взгляд, с тем, что труд на производстве становится все более компьютеризированным, а у ребенка 14, 15, 16 лет еще нет квалификации. И руководители предприятий опасаются несчастных случаев на производстве. Кроме того, подросток работает неполный рабочий день. Выгоднее взять на работу взрослого человека, чем заниматься обучением подростка и отпускать его раньше остальных работников. Мы активно ищем работодателей, которые согласны брать на неполный рабочий день подростков. В летний период традиционно проходит ярмарка вакансий, но для них работы практически нет.
Действительно, в прошлые годы был замечательный опыт в работе с детьми, и его нужно брать на вооружение. Помните трудовые лагеря? Я росла и училась в сельской школе, и летом мы по несколько часов в день работали в поле. Пропалывать, собирать урожай – это и оздоровление, и польза. Надо поднимать этот вопрос на уровне Правительства, возможно, принять законодательный документ. Закон РК «О занятости населения» охватывает только безработных. Есть, конечно, целевая группа. Но она не рассматривает ту категорию, о которой идет речь на нашем заседании. Я член комиссии по несовершеннолетним по Алмалинскому району. Меня часто просят найти тому или иному ребенку задел. Но куда и как его устроить?
«КП»:
– В России с 14 лет могут брать ребенка на неполный рабочий день официантом, курьером.
Клара ЛЕТНИКОВА:
– У нас тоже. По Трудовому кодексу РК на работу берут с 16 лет, но могут принимать с письменного согласия родителей и с 15, не во вред учебе. В летнее время даже с 14 можно. Однако есть ограничения. Нельзя тяжести переносить, трудиться в ночную смену, работать с психотропными, наркотическими, спиртосодержащими веществами. Подростков берут без испытательного срока. И конечно, им положен неполный рабочий день. Знаете, для взрослых порой нет рабочих мест, а чтобы брать ребенка и нести за него ответственность… Очень неохотно на это идут. В прошлые годы летом дети могли работать в городских бригадах по озеленению, поливу, прополке, посадке растений. Но потом и «Зеленстрой» стал принимать только тех, кто стоит на учете как безработный.
Шолпан НУСИПОВА:
– У нас есть программа по оплачиваемым государством общественным работам, есть социальные рабочие места, на курсы отправляем. Окончившие 11 классов могут к нам обращаться. Существует программа по молодежной практике, когда после окончания вузов и колледжей молодые люди могут прийти к нам. А вот дети от 14 до 18 просто выпали из обоймы.
Клара ЛЕТНИКОВА:
– Нужно предусмотреть эти моменты. К примеру, каждое лето горожане отдыхают на многочисленных открытых площадках. Туда с удовольствием берут молодежь. Как правило, обманывают, нарушая закон. Проработал молодой человек две-три недели, ему говорят: не прошел испытательный срок, и на этом основании увольняют без всякого выходного пособия. Потому что при поступлении на работу с ним никто никакого договора не заключал…
«КП»:
– Что же нужно предпринять, чтобы подросток не оказался под влиянием улицы, не был обманут непорядочными работодателями?
Клара ЛЕТНИКОВА:
– У нас в городе в каждом районе круглогодично работают дома детского творчества. Есть 295 пришкольных лагерей, центры досуга (дворовые клубы), работающие на постоянной основе. В Алматы их 37. По линии Комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике я проверяла работу этих центров. Детям есть куда прийти и приложить свои силы и таланты. Хотелось бы, чтобы центров досуга было больше, особенно в отдаленных районах города – Турксибском и Алатауском. Сейчас этим вопросом занимаются управление и Фонд молодежной политики. Просьба к депутатам: изыскать возможности из местного бюджета, чтобы в этом помочь. Дети будут заняты, приобретут полезные навыки, уверенность и чувство коллективизма, но главное – ребенок будет под присмотром. И еще: с друзьями, в лагере ли, в центре досуга исчезает чувство одиночества, которое ребенок испытывает, денно и нощно сидя с чипсами за компьютером в своем виртуальном мире. В лагере компьютера нет, зато есть подвижные игры, «догонялки» и «кричалки», чтоб легкие развивать. Вспоминаю, как в этом сезоне отправляли в лагеря колонну автобусов с площади «Астана». Родители пришли, провожают, дают наставления. Стоит группа ребят и девчонок, общаются, смеются. Оказалось, в прошлом году они все вместе отдыхали. Весь год копили на путевки, отказывали себе в развлечениях. Друг друга обзвонили, родителей уговорили, и вот снова едут. Значит, полюбился им лагерь. В наше непростое время чувство команды, чувство локтя особенно прекрасно! Не надо это разрушать. Родители должны понимать: оздоровление и отдых детей – это наш будущий капитал. И пусть мы не купим себе какую-то вещицу, гостей не пригласим лишний раз, а приобретем путевку в лагерь, и наши дети наберутся сил, энергии, здоровья и хороших впечатлений на весь учебный год.
Наталья ВАЛУЙСКАЯ,
Алматы
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 0.224 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |