Обанкротившаяся турецкая авиакомпания заставила наших чиновников дуть на воду. Любимый многими казахстанцами отдых в Турции в скором времени может заметно подорожать. А все потому, что с 21 июля в Казахстане вступает в силу иностранным авиакомпаниям осуществлять чартерные рейсы. |
И, судя по всему, Анкара готовит симметричный ответ. В Астану уже собирается с визитом министр культуры и туризма Турции, чтобы обсудить ситуацию со своими казахстанскими коллегами.
Как рассказал газете «Время» заместитель председателя Комитета гражданской авиации МТК РК Серик МУХТЫБАЕВ, внесение поправок в Закон «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации» было осознанной необходимостью.
- В результате банкротства турецкой авиакомпании Sky Airlines в июне текущего года казахстанские туристы не смогли своевременно вернуться в Казахстан, - напомнил он. - Их возвращение (1 тыс. человек. - В. Б.) было организовано за счет государства. Аналогичные ситуации возникали и в прошлые годы. Именно с целью защиты интересов граждан и оказания им качественных и своевременных услуг со стороны авиакомпаний с 21 июля введен запрет на осуществление чартерных перевозок из Казахстана иностранными компаниями. Аналогичная норма, к примеру, уже давно действует в России и Белоруссии.
Сейчас же чартерные иностранные авиакомпании, выполняющие полеты в Казахстан, заключают договоры по оказанию услуг напрямую с туроператорами и не несут ответственности за срыв или задержку рейса перед казахстанскими пассажирами.
По мнению зампреда КГА, никакой трагедии для иностранных авиаперевозчиков нет: они могут перевести свои чартерные рейсы в регулярный формат и продолжить летать. Для этого необходимо внести поправки в межправительственное соглашение, по которому осуществляется авиасообщение между двумя странами. Г-н Мухтыбаев уверяет, что эта процедура «проводится в очень короткие сроки при обоюдном согласии сторон». При этом в отличие от чартерных рейсов расписание регулярных согласовывается авиационными администрациями двух стран на 6 месяцев вперед, а ответственность за их выполнение определяется уже не коммерческим, а межправительственным соглашением.
Несомненно, в первую очередь новые правила игры коснутся турецких авиаперевозчиков. Эта страна уже много лет остается самым популярным у казахстанских туристов местом отдыха. В этом году, например, путевки на анатолийские курорты купят около 300 тысяч наших соотечественников. Со стороны Казахстана туда летают Air Astana, Scat и несколько авиакомпаний помельче. Со стороны Турции - Corendon, Atlas Jet, Anadolu Jet, Pegasus и - до недавнего времени - обанкротившийся Sky Airlines. По данным КГА, на долю наших чартеров приходится около 41% перевозок на турецкие курорты.
Казахстанские турфирмы работают с турецкими партнерами по давно отработанной схеме. Наши туроператоры (на турецком направлении их можно пересчитать по пальцам) формируют продукт, связываются напрямую с турецкими партнерами, подписывают договоры на гостиницы и чартерные рейсы. А вот турагентства, которых великое множество, покупают уже готовые пакеты и продают их туристам. Коммерческий директор одного из таких крупных туроператоров Салтанат ОМАРОВА считает:
- Это решение (о запрете иностранных чартеров. - В. Б.) надо было принимать давно. Тогда не было бы ситуации с обанкротившимся Sky Airlines. А то, что произошло с этой авиакомпанией, - огромное, прошу прощения, кидалово. Пострадать могли до 10 тыс. туристов. Ущерб был нанесен нашей стране огромный. Турецкая компания, которая принимала наших туристов, аннулировала брони в отелях - их пришлось еще раз покупать. Как и авиабилеты. Многие мои друзья - турагенты - вынуждены были продавать машины, квартиры, влезать в долги и кредиты для того, чтобы ситуация разрешилась. Насколько я слышала, когда случилось банкротство (турецкой авиакомпании. - В. Б.), наши власти обращались к турецкой стороне, но там никак не отреагировали. Получается, мы за деньги налогоплательщиков Казахстана пытались спасти чужого перевозчика!
Раньше наша компания тоже попадала в очень сложные ситуации, когда самолеты иностранных партнеров порой могли просто не вылететь за нашими туристами. И все эти разбирательства научили нас: сотрудничать надо с местной авиакомпанией, что мы и делаем уже четыре года. Авиаперевозки - это очень большая ответственность.
С туроператором солидарен ветеран казахстанской авиации Дмитрий ДУШИМОВ:
- Считаю, теперь большой объем работы перепадает отечественным перевозчикам. Деньги казахстанцев останутся дома и будут работать на экономику страны.
Конечно, на первых порах будут сложности, самолетов не будет хватать, но надо их пережить, и тогда нам откроются горизонты. Да и правительство должно заняться самолетным парком, выделять на это средства. Тем более это актуально в преддверии EXPO-2017, да и о зимней Олимпиаде сейчас заводят разговоры.
Правда, здесь есть одна маленькая опасность: нельзя позволять иностранцам брать в «мокрый» лизинг наши суда и экипажи и чтобы под флагом казахстанских авиакомпаний не летали те же турки.
Глава Казахстанской туристской ассоциации Рашида ШАЙКЕНОВА тоже в целом поддерживает правительственную новацию.
Однако...
- Особенность нашей отрасли такова, что туроператоры, еще не имея разрешения на чартеры, в разгар осенне-зимнего сезона, то есть в ноябре-декабре, уже подписывают договоры с авиакомпаниями на будущее лето, - рассказывает Рашида Рашидовна. - Если этого не делать зимой, то летом туроператоры окажутся без бортов. Как только подписан договор с авикомпанией, туроператор обязан положить деньги на депозит, а потом и перечислять деньги за проданные билеты. Сейчас, например, продаются путевки вплоть до ноября. Потому появление такого закона в середине сезона - это беспрецедентный случай. По сути - форс-мажорные обстоятельства. А в этом случае никаких обязательств не возникает, и все могут умыть руки - турки, страховые компании, турагенты. Плюс турецкие авиакомпании могут потребовать недополученную прибыль - они ведь заключили договоры, запланировали рейсы, не искали новых направлений, не подписывали договоры с новыми партнерами. Это такая цепочка, в которой могут пострадать все - туроператоры, турагенты и, конечно, потребители.
Г-жа Шайкенова убеждена: запрет иноземных чартеров не плох. Но!
- Мы готовы поддерживать наш авиарынок, хотя понимаем, что будет непросто - потому что самолетов у нас мало, - говорит она. - Сами авиакомпании на недавнем совещании в КГА заявили о технической невозможности выполнять все рейсы иностранцев. По этому поводу мы еще продолжаем диалог с правительством. Считаем, что в пик сезона нужно сохранить прежние условия.
Кстати, в КГА нашему корреспонденту сообщили: все разрешения на чартерные перевозки, выданные до 21 июля, будут действительны до истечения их срока. Но при этом уверили: казахстанские авиакомпании заявили о готовности в случае возникновения непредвиденных ситуаций обеспечить перевозку необходимого количества пассажиров. Оптимизм авиарегулятора разделяют в PR-отделе авиакомпании Scat.
Впрочем, не все так просто. Ведь даже если наши авиакомпании смогут вывезти всех туристов, никто не даст гарантии, что Турция позволит им это сделать. А вдруг потомки янычар тоже примут аналогичные меры и запретят казахстанские чартеры у себя? Тем более что прецедент уже создан. Четыре года назад на казахстанский рынок намеревалась выйти низкобюджетная авиакомпания из ОАЭ Fly Dubai. Однако казахстанские власти перекрыли ей небо по маршруту Дубай - Алматы, опасаясь, что она своими низкими ценами отберет часть пассажиропотока у «Эйр Астаны». Тогда власти Дубая просто запретили нашему нацперевозчику летать к себе - и теперь главная авиакомпания Казахстана вынуждена возить пассажиров в отдаленный от курорта Абу-Даби. Кто может дать гарантии, что подобное не повторится с турками? Предпосылки, кстати, уже имеются.
- Я разговаривала с представителями одной из турецких авиакомпаний: они собираются в Турции устроить нашим авиаперевозчикам проблемы и вообще сорвать весь сезон, - утверждает Салтанат Омарова. - В ближайшие два дня ситуация должна проясниться. Мы, конечно, говорим турецким партнерам, отелям: это неправильно, ведь пострадают туристы. Увы, вместо того чтобы адекватно решать проблему, они хотят войны, а войной этот вопрос не решить. Я обращаюсь к нашим соотечественникам: внимательно следите за ситуацией!
Напоследок о главном - о цене вопроса. Организовать чартерный рейс априори гораздо проще и дешевле, чем регулярный. А потому, как рассказали нам в нескольких турфирмах, если, например, билет по направлению Алматы - Анталья - Алматы на чартерный рейс перед вылетом можно взять за 450 долларов, то на регулярный - от 700 долларов (при условии раннего бронирования - за 2-3 месяца). Перед самым вылетом он может влететь в копеечку - тысяча «зеленых» и даже больше. Так что турецкий берег может стать для наших туристов золотым.
Этой ситуацией уже обеспокоены анатолийские дипломаты, о чем нашему корреспонденту недвусмысленно дали понять в посольстве Турецкой Республики в РК.
- К сожалению, этот закон очень сильно повлияет как на казахстанских туристов, так и на казахстанские и турецкие туристические компании в целом, - сообщила нам пресс-аташе отдела культуры и информации посольства Нильгюн КЫЛЫЧАРСЛАН. - Но, как мне известно, этот закон вступит в силу 1 августа 2013 года (по данным казахстанских авиавластей, это произойдет неделей раньше.
- В.Б.). Намечается, что до этого периода будут решены все вопросы в двустороннем порядке. Компетентные органы двух стран встретятся и обсудят этот вопрос. И надеемся, что после этой встречи мы придем к обоюдно до выгодному решению.
Кстати, по словам нашего источника, близкого к турецкой дипмиссии, в Астану собирается министр культуры и туризма этой страны Омер ЧЕЛИК.
Виктор БУРДИН, фотоРомана Егорова, Алматы
Когда номер был готов к печати
От наших источников нам стало известно, что делегация из Анкары прибудет в Казахстан уже сегодня, 17 июля. Наш источник также сообщил, что турки якобы готовят ультиматум казахстанской стороне: «Либо летать будут все, либо никто». Это и понятно: поскольку в ночное время полеты в Европу запрещены, турецким авиакомпаниям очень выгодно в это время суток летать к нам на среднемагистральных самолетах. Тем более за каждый чартерный рейс, например по маршруту Анталья - Алматы - Анталья, авиапервозчики берут 80-100 тыс. долларов. Кроме того, нам сообщили, что «Эйр Астана» получила устное предупреждение: если турецким авиакомпаниям запретят летать в Казахстан, разрешения нашему нацперевозчику на полеты в Турцию также будут либо отозваны, либо аннулированы. Мы попытались проверить эту информацию в самой авиакомпании.
- Официально мы не получали такого уведомления. Но не исключаем подобной реакции со стороны турецких властей, - заявила нам вице-президент по связям с общественностью «Эйр Астаны» Белла ТОРМЫШЕВА.
Сайт газеты «Время» Время загрузки страницы 0.214 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |