Уже второй год на бывшем «зеленом базаре» Тараза археологи вгрызаются в толщу земли, плотно обосновавшись на раскопках древнего городища. После того, как в 2011 году местные власти приняли, по сути, историческое решение о переносе Центрального рынка, локальные археологические работы и найденные артефакты обнадежили - копать стоит. В числе первых артефактов культурного слоя периода расцвета Тараза XI-XII веков есть множество фрагментов богато декорированных керамических изделий с арабской вязью и христианскими крестами. На территории Казахстана еще в древности мирно соседствовали ислам, христианство, несторианство, буддизм, зороастризм. Тараз, город купцов, ремесленников, ученых, привлекал своей толерантностью - и процветал! ...Сегодня бывший базар погружен в непривычную тишину, нарушаемую лишь звуками лопат и тележек, на которых рабочие перевозят грунт. По словам научного сотрудника ТОО «Археологическая экспертиза» Руслана Буранбаева, на этот год заложены 4 раскопа на территории 2,5 тыс. кв. м. и глубиной до 3,5 м. «Общая площадь исследованной геосканером территории составила более десяти тысяч квадратов, раскопано и исследовано четыре культурных слоя. Мы отталкиваемся от результатов. Там, где есть перспективные направления, идем в глубь и расширяем», -говорит он. На сегодня археологи обнаружили свыше 33-х тысяч артефактов,из них более ста сохранились целыми. Также были найдены 33 монеты, 26 изделий из стекол, пять артефактов из костей. На территории цитадели раскопано в одном месте полтора десятка сфероконусов. «Но тут важно не столько количество, сколько качество, - утверждает Р. Буранбаев. - Есть фрагменты изделий, которые до этого еще не были известны не только на территории Тараза, но и Семиречья в целом. Как, например, керамическое изделие XIII века с вырезанными фигурками животных, всадников, на его основе делали слепки готовых изделий. Также яркий образец - это кубур, древняя водопроводная система. Такие кубуры изготавливались из глины на станке, прикреплялись друг к другу и направлялись в бани общественные или частные, во дворцы правителей». |
Но самые интересные находки таразских археологов последнего времени - это, пожалуй, медресе и алтарь зороастрийцев.
«Это одно из самых ранних медресе на территории Казахстана, датируется примерно X - XI веками, - рассказывает археолог. - При постройке мясного павильона в 1973 году бульдозером был вырыт 6-метровый котлован, при этом большое количество артефактов пострадали, здесь сплошной «перемес». То, что это именно медресе, видно по типичной планировке. Сам факт наличия такого сооружения в Таразе, городе, где обнаружена самая древняя в Казахстане мечеть, говорит о многом».
Чудом уцелел находящийся буквально рядом с медресе зороастрийский алтарь. «Сохранность тоже оставляет желать лучшего, здесь только часть алтаря. Когда снимали слой земли для постройки павильона, равняли бульдозером - при подготовке базарной площади к асфальтированию, большие массы земли были смещены. Тогда частично велись раскопки, но, к сожалению, учетов подробных не сохранилось, поэтому нам очень трудно определиться», - говорит Р. Буранбаев.
Известно, что в раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Ирана (Персии), став первой в истории государственной религией монотеистического типа. Желая пообщаться с Богом, зороастрийцы обращались лицом к свету, к огню, поэтому их еще называли «огнепоклонниками». На подобных алтарях, как найденный в ходе таразских раскопок, на протяжении многих столетий поддерживались неугасаемые священные огни зороастризма. В период исламского завоевания Персии начались гонения на последователей «огненного» учения. Они нашли прибежище в Индии и Средней Азии, в частности, в Таразе, и всюду переносили с собой священные для них храмовые огни. Судя по тому, что огненный алтарь, по правилам зороастризма, учреждался в населённых пунктах, где проживали не менее десяти семей «огнепоклонников», можно предположить, что в Таразе XI-XII веков спокойно жили зороастрийцы, мирно сосуществовали различные конфессии.
Древний Тараз во времена своего расцвета имел мощные стены и оборонительные укрепления, дворец правителя, цитадель, шахристан, рабады, кварталы ремесленников и зажиточных горожан. Город утопал в садах, улицы выстилались каменными плитами. Было множество бань с водопроводной системой, что в те времена в Азии считалось признаком благополучия города и его жителей. Рядом с городом протекала полноводная река. В 70-х годах прошлого века, во время строительства на таразском базаре мясного корпуса, нашли древние бани XI-XII веков. Семь купольных помещений с подпольным подогревом, оригинальной системой водопровода, украшенные орнаментальными изразцовыми плитками и настенными росписями, - это древнее сооружение было великолепным! Однако найденные изразцы отправили в музей, а сами бани благополучно засыпали, и все эти годы они находились под толщей грунта, на котором стояли торговки.
«Судя по размерам, планировке и декору бани, она не была общественной. Возможно, входила в дворцовый комплекс, - говорит Р. Буранбаев. - В нынешних раскопках северо-западной территории бывшего рынка найдена, как мы предполагаем, восточная стена цитадели. Базар стоял, по сути, на бугре древнего вала цитадели, это остатки древнего городища. Здесь мы видим остатки древней городской мостовой X - XI веков. Вдоль нее видим, как располагались жилые строения, они сохранились по-разному, но планировка ясна. Мы насчитали четыре строительных горизонта. То есть сначала была просто земляная улица, потом ее выложили галечником, потом, по прошествии какого-то длительного времени, положили каменные плиты. Вот «бэушный» жернов, часть его обломилась, и, чтобы добро не пропадало, его использовали при прокладке улицы. Эту мостовую еще можно было увидеть в середине XX века, но с постройкой мясного корпуса она была засыпана».
В ходе раскопок обнаруживается, как по прошествии какого-то отрезка времени благоустраиваются имеющиеся сооружения, разрушаются старые и появляются новые. «Уже в наше время для строительства складов изымались камни и кирпичи древних сооружений и использовались для фундаментов. Когда мы начали исследовать и сняли древние слои, получилось, что они практически одинаковы. Современные слои отличаются наличием в них цементного раствора», - рассказывает археолог.
Нынешние исследования, по мнению археологов-исследователей, важны своими результатами - как для местного населения, так и для последующих поколений исследователей.
«Сегодня люди своими глазами видят, что здесь есть древности, - говорит Р. Буранбаев. - Может, для неспециалистов это и непонятно - какие-то кирпичи, булыжники валяются. Но специалисты могут рассказать, что, допустим, десять веков назад камни грубо обрабатывали и использовали для фундаментов. Потом сверху укладывали сырцовые кирпичи, которые, к сожалению, не сохранились. Некоторые стены складов советского времени прокладывались по древним стенам. То есть «сырцы» убирались, что-нибудь еще закладывали и стену продолжали. Преемственность поколений...».
К числу недавних находок относятся и фрагменты сосудов, керамических изделий с самыми разнообразными орнаментальными сюжетами, в основном, растительными и растительно-геометрическими. Мотив «вихревой розетки» в Таразе, мощном центре средневекового керамического производства, был одним из самых распространенных элементов и насчитывает свыше 20-ти разновидностей. «Одна из типичных находок - красно-глиняные сосуды, которые покрывались глазурью, - говорит археолог. - Глазурь знали еще в птолемеевском Египте, но на Востоке открыли заново, и к X веку она получила широкое распространение, в том числе на территории Казахстана».
Специалисты ТОО «Археологическая экспертиза» уверены, что со временем на территории бывшего рынка Тараза будет богатый музей.
«Этот музей очень важен в плане включения города в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, где очень жесткие критерии отбора, - говорит Р. Буранбаев. - На основании проведенных исследований части шахристана древнего Тараза появляется возможность не только изучить, но и представить в виде музеефицированного объекта застройку города эпохи караханидов. Раскопки увеличивают возможности включения города во Всемирное наследие. К X - XI векам расцвета Тараза относятся найденная мостовая, баня, медресе, мавзолей Айша-биби. Все эти архитектурные ансамбли возводились во время мусульманского ренессанса. Это общий расцвет культуры и плюс - распространение жженого кирпича в Средней Азии, что дало возможность широко творить архитектурные сооружения».
По мнению археологов, ситуация уникальна еще и тем, что, с постройкой музея появится древний город внутри современного города, и аналогов этому в мире немного.
«Таких широких исследований на территории Тараза не проводилось с 60-х годов, - говорит Р. Буранбаев. - За 50 лет археология далеко вперед шагнула, изменилась методика исследований. Сколько лет будут копать древнее городище Тараз, зависит от многих факторов, главным образом - от финансирования и интенсивности раскопок. Допустим, Отрар копают уже 50 лет, Помпеи - 150. Сейчас на таразские раскопки из бюджета выделено 100 миллионов тенге. На данный момент работают 2-3 археолога, 15-20 рабочих, весной было 8 археологов и 80 рабочих. Смысл не в том, чтобы сразу всё раскопать. Важнее качество найденных артефактов. Да и для будущих потомков надо оставить, чтобы им тоже было что раскопать».
Возрождение древнего Тараза уже в новом качестве «города-музея» после завершения археологических раскопок будет в виде исторической реконструкции Тараза периода процветания X-XII веков, города ремесленников, науки и культуры, города, ставшего важным звеном на Великом Шелковом пути.
Превращение городища Тараз в музей под открытым небом может сделать его культурно-историческим брэндом региона, открыть древнюю историю Казахстана для всего мира.
Национальное информационное агентство «КазИнформ» Время загрузки страницы 0.203 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |