Забытые скандалы вокруг казахстанских чиновников вновь напоминают о себе. Речь идет о недавних перестановках в Алматинской области. Главами района стали шесть госслужащих, удачно прошедших тестирование, но когда-то замеченных в конфликтных ситуациях. Журналисты газеты «Время» вспомнили прошлое вновь назначенных глав района. Аксуский район возглавил Адильбек Далбагаев, ранее занимавший должность начальника отдела ветеринарии Алматинского областного управления сельского хозяйства. Именно на его подведомственной территории в прошлом году были зарегистрированы четыре очага ящура среди животных, не говоря уже о вспышке сибирской язвы и бруцеллеза. |
Бывший заместитель начальника управления природных ресурсов и регулирования природопользования Нурлан Кылышбаев назначен акимом Ескельдинского района. В 2010 году он был оштрафован на 141 300 тенге налоговым управлением Бостандыкского района Алматы за нарушение мер финансового контроля. А 23 ноября 2011 года областная финансовая полиция возбудила в отношении него уголовное дело по статье 222-1 («Незаконные действия в отношении имущества, ограниченного в распоряжении в счет налоговой задолженности налогоплательщика»). Он даже ходил под подпиской о невыезде. Но, видимо, все споры были урегулированы, и 2 мая 2012 года за отсутствием в действиях Кылышбаева состава преступления дело было закрыто, отмечает «Время».
Кандидатура нового акима Панфиловского района Болтирика Жакупова тоже весьма интересна. Будучи начальником управления государственного архитектурно-строительного контроля Алматинской области, он успел вступить в конфликт с местными предпринимателями. Ассоциация строителей союза «Атамекен» тогда заявила о нарушении ГАСКом правил лицензирования. Этот орган заставлял строителей ежегодно получать лицензии.
Недовольные работой управления архитектуры и градостроительства бизнесмены направили телеграмму президенту страны с официальным требованием, чтобы государственное предприятие во главе с Жакуповым выполняло законы республики и постановления правительства. А чтобы их заявление было более действенным, в центре города Талдыкоргана установили билборд с недвусмысленным текстом, выражающим недоверие начальнику областного управления архитектуры и градостроительства Болтирику Жакупову.
Тогда дело кончилось тем, что оскандалившегося начальника строительного контроля отправили на другую должность, а бизнесмены добились внесения изменений в правила лицензирования.
Корреспонденты Total.kz спросили у политиков: как они относятся к повышениям чиновников, замеченных в скандалах, и выйдет ли боком их прошлое в карьерном росте?
Ахмед Мурадов, Депутат мажилиса Парламента РК
Если действительно в биографии этих назначенцев имеются такие факты, за которые они преследовались или снимались с работы, – это большая недоработка людей, которые допускали их к тестированию в этот элитный клуб. Когда мы принимали закон о госслужбе, то никак не предполагали, что будут проходить люди, в биографии которых есть негативные пятна. В корпус «А» должны были быть отобраны служащие с безукоризненной репутацией и подготовкой. Но также надо понимать, что огрехи бывают в любом деле. Если человек ошибся и понес наказание или реабилитирован, то ему можно дать второй шанс.
Галина Баймаханова, Депутат мажилиса Парламента РК
Я считаю, что на госслужбе и в политике должны работать кристально честные люди. Если человек на одной должности себя не оправдал, зачем ему новый пост давать? Пусть он реализует себя в бизнесе, в других отраслях. От госслужащих зависит судьба многих людей, поэтому чиновники должны действительно служить Отечеству, народу. Если человек готов отказаться от личной жизни, от прелестей, которые может себе позволить бизнесмен, и готов пойти на госслужбу, то первым его качеством должна быть кристальная честность. А затем – ответственность за порученное дело. Я не знаю конкретной ситуации по этим акимам. Может быть, там дело случая, может, не все от него зависело. Судьба каждого человека должна рассматриваться очень тщательно.
Амирбек Тогусов, Вице-министр обороны РК 1997-2000 гг
Подобные ситуации показывают, что кадровая политика в стране далеко не соответствует требованиям. Я считаю, что возвращение некоторых акимов и чиновников, которые в какой- то степени успели себя скомпрометировать, говорит о больших масштабах коррупции. А это значит, что сразу несколько законов не работают. Еще в казахстанской политике существует закрытый клан чиновников, которые уже изначально обучены коррупционным схемам. И так просто в этот круг не попасть, там находятся проверенные люди. Именно поэтому мы видим большой возврат чиновников. Здесь речь идет о профессионале коррупционного дела, а как любого профессионала, его просто так не выкинут. Плюс, когда чиновника ловят на взятке или с другими махинациями, он все берет на себя и выступает как коррупционер-одиночка. А по сути он прикрывает остальных и теперь они должны ему. Поэтому мы постоянно наблюдаем перетасовки среди чиновников. Еще в Казахстане сильно влияют родственные связи. А на самом деле нам нужно переобучать и привлекать новых управленцев. Делать систему более прозрачной.
Лариса Бояр, Член политсовета Социалистического движения Казахстана
Мне кажется, что на казахстанской госслужбе очень мало людей, которые не были бы замешаны в коррупционных скандалах. Сюда относятся и те, кто прошел, так сказать, школу акимов. Надо менять систему. И до этих пор, конечно же, не надо терпеть и ждать. Если стоит вопрос выборности акимов, нужно все это проводить в жизнь. Акимы, начиная с поселкового и заканчивая областными, не должны быть назначенными. Их должен выбирать народ. Но у нас инертное население. Мы возмущаемся по поводу назначений, но сами ничего не хотим делать, для того чтобы не допустить сомнительных людей к власти.
Жасарал Куанышалин, Оппозиционер
Все «аттестации» акимов или их «выборы» – это элементарные профанации, за которыми стоят всевозможные коррупционные схемы «отбора кадров». Конечно, за порядком должны следить правоохранительные органы. Но они все – звенья одной коррупционной цепи в стране. Да и акимы всегда были нужны, и нужны сейчас не для управления народом, а для как можно большего существования антинародной системы. Я бы посоветовал просто убрать их с должностей и назначить других – не замаранных. Власть нуждается в послушных «сукиных детях», поэтому мой совет теряет свой смысл.
Ирак Елекеев, Экс-депутат мажилиса Парламента РК, телеведущий агентства «Хабар»
Если мы всенародно избираем президента, то почему мы не можем выбирать акимов? Мы подстраиваемся под чиновников, которые уже запятнали себя. Это надо осуждать и средства массовой информации должны постоянно об этом говорить. Необходимо поднимать те материалы, которые когда-то были опубликованы о том или ином чиновнике. Пусть об этом знают все граждане. На контролирующие органы нельзя полагаться. Достаточно вспомнить пример атырауского акима. Налицо факт многомиллиардного хищения, и где были эти органы? В Казахстане должна быть независимая судебная система, свободные средства массовой информации, выборность акимов – тогда мы добьемся того, чего хотим. Если поднять старые журналистские материалы, их надо увязать со словами президента, который требовал, чтобы после публикации следовало разбирательство.
Total.kz Время загрузки страницы 0.525 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |