Артиллерия – боги войны, а вертолетчики – боги пограничников, так военнослужащие пограничной службы КНБ РК с большим уважением отзываются о своих коллегах. Наверное, сложно представить себе охрану рубежей родины без винтокрылых машин и стражей в зеленых фуражках. «ЛИТЕР-Неделе» удалось поближе познакомиться с авиацией и людьми, которые обеспечивают сохранность и неприступность государственной границы. Ушаральская отдельная авиационная эскадрилья расположена в Алматинской области. Под ее крылом находится пять пограничных отрядов: Курчумский, Маканчинский, Ушаральский, Зайсанский и Усть-Каменогорский. Авиаторы несут службу на границе Казахстана с Китаем на одном из сложных горных участков. Для многих летчиков полеты в таких условиях – это уже героический подвиг, а для пилотов эскадрильи – ежедневная работа. Впрочем, порой им действительно приходится выполнять, казалось бы, невыполнимые задания. Так, пограничники с большим уважением говорят о командире эскадрильи подполковнике Ерболате Смагулове, который не раз доказывал свой профессионализм на деле. Благодаря его умениям и навыкам на границе спасено немало жизней военнослужащих и гражданского населения. |
Одним из запоминающихся случаев стала операция по спасению пограничника из ущелья Аргайты. Это случилось летом прошлого года, когда на посту «Арканкерген» Ушаральского пограничного отряда произошла трагедия. Весь личный состав был занят поисками пропавшего воина Владислава Челаха. Тогда в ущелье на одного из пограничников, задействованных в оперативном мероприятии, напала ядовитая змея. Укус оказался серьезным. Раненый боец срочно нуждался в помощи медиков. Однако доставить его в больницу наземным транспортом или пешком не было возможности. Яд в крови быстро распространялся. Его сослуживцы по рации связались с отрядом и запросили помощи. На вызов был направлен вертолет под командованием Ерболата Смагулова. Добравшись до места, пилоты столкнулись с проблемой: ущелье было узкое, внизу протекала бушующая река Аргайлы, и посадить в таких условиях винтокрылую машину было невозможно. Тогда командир экипажа принимает решение сбросить вниз лебедку. Однако 40-метровый трос не достал до земли. Борт начал снижаться на свой страх и риск. Когда расстояние от скал до лопастей машины сократилось до трех метров, появилась возможность спуститься к пострадавшему по лебедке. Вертолет завис в горах. В этот момент любой неожиданный порыв ветра мог сместить вертолет в сторону, и тогда трагедии не миновать.
– Это был серьезный риск. Я в тот момент себя даже поругивал за то, что на это пошел. Но, с другой стороны, сама суть армейской авиации – это проведение спасательных операций, в этом и ценность вертолетов, – сказал подполковник Смагулов.
Вниз, чтобы эвакуировать пострадавшего, спустился бортовой механик прапорщик Мурат Жумагулов. Он обвязал тросами подвязной системы уже обессиленного пограничника. И смог поднять его на борт. Вертолет незамедлительно отправился в Ушарал, а оттуда пострадавшего госпитализировали в Алматы. Его состояние было критическим, яд успел распространиться и у пограничника начали отказывать почки. После прохождения курса лечения медики смогли сохранить его здоровье, и через несколько недель воина выписали из госпиталя. Члены экипажа вертолета, которые рисковали своими жизнями, услышав хорошую весть о том, что их коллега поправился, пришли его проведать. Однако вместо радушного приема некогда пострадавший с обидой высказался в адрес своих спасителей, мол, им нужно было оставить его там. Экипаж развернулся и, ничего не сказав, удалился.
Ерболат Смагулов с детства мечтал о небе. Спешил окончить школу, чтобы поступить в летное училище. Однако первые две попытки оказались неудачными. Тогда в 1992 году 19-летнего сельского парнишку призвали служить в армию. Это был второй призыв в истории независимого Казахстана. Ерболат попал в десантные войска. Именно оттуда, будучи солдатом, он смог с третьего раза поступить в Уфимское высшее военное авиационное училище. Армия сильна своими традициями, даже став летчиком и попав на службу в пограничные войска, Ерболат не забывает своих десантных корней и до сих пор носит бело-голубую тельняшку.
По его словам, ренессанс пограничной авиации Казахстана начался с 2000 года. Именно с того времени руководство Комитета национальной безопасности РК и пограничной службы стали больше обращать внимания на применение авиации в охране государственной границы.
– С того времени у нас была поднята вся техника, она прошла капитальный ремонт и модернизацию. Основной тип вертолетов, на которых мы совершаем полеты, это МИ-8МТВ, высотный вариант. Летные смены у нас стали постоянными, – отметил подполковник Смагулов.
В этом году авиапарк пограничной службы пополнился новыми вертолетами Ми-171Ш. Эта современная техника уже успела зарекомендовать себя с положительной стороны. Граница не спит, и выполнять поставленные задачи по охране рубежей родины нужно в любое время дня и ночи и в любую погоду. Личный состав авиационной эскадрильи всегда находится в полной боевой готовности, они способны вылететь на вызов в самые кратчайшие сроки.
За одну из успешно проведенных спасательных операций экипаж вертолета удостоился высоких наград из рук Главы государства Нурсултана Назарбаева.
...Зима. Ночь. Несколько местных рыбаков промышляли на замерзшем озере Сасыкколь. Люди так увлеклись своим делом, что забыли о мерах безопасности. В итоге льдина откололась и рыбаков унесло далеко от берега. Ледяные торосы зажали людей. Казалось, что ждать спасения неоткуда. По счастливой случайности они смогли сообщить о своей беде по мобильному телефону. На спасательную операцию был поднят вертолет пограничной службы, командир экипажа полковник Мусабеков.
Через 45 минут в районе поиска были обнаружены терпящие бедствие рыбаки. Ночь и непогода усложнили задачу пограничникам, скорость ветра достигала 20 метров в секунду. Вертолет завис в воздухе на расстоянии 25 метров над водной поверхностью. С помощью специального оборудования подняли на борт рыбаков и доставили их на аэродром.
– Полковник Мусабеков получил орден «Айбын» второй степени, а группа офицеров – «За воинское мужество» из рук президента страны, – рассказал о своих коллегах Ерболат Смагулов.
По его словам, профессия летчика пограничной авиации очень интересна. Ни один полет не похож на другой. Летчики-пограничники летают в различных климатических зонах. Они выполняют морские операции, задерживают байды на море. Полеты над пустыней сложны высокими температурами и пыльными площадками. Полеты на границе с Россией осложняют высокие деревья, лесные массивы. В таких условиях совершать посадку нужно в так называемый колодец средь деревьев высотой 20–25 метров, и чтобы посадить машину на землю, приходится зависать на высоте 50 метров и без всяких смещений приземлять вертолет. Полеты в горах отличаются техникой пилотирования, так как там воздух разряжен. Им сопутствуют резкая смена метеорологических условий, за короткое время погода в горах может кардинально измениться. И поэтому нужно быть начеку.
Но понимание того, что они, летчики в зеленых фуражках, выполняют нужную и благодарную работу, заставляет их каждый день с большим удовольствием выполнять возложенные на них обязательства.
– У нас есть высокогорные заставы и посты, куда можно добраться только на вертолете. И когда прилетаешь туда, а тебя встречают ребята-пограничники, которым привозим еду и другие необходимые им для несения службы вещи, то нужно видеть их радостные глаза и лица. Я от этого больше всего получаю удовольствие, на заставах мы желанные гости, – отметил Ерболат Смагулов.
Он подчеркнул, что основную тяжесть службы испытывают их жены, которым порой бывает трудно ждать своих мужей с полетов домой.
Руслан ЕСКЕНДИР, фото Константина КНЯЗЕВИЧА, Алматинская область
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 1.055 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |