Экономическая политика Стратегии «Казахстан-2050» во многом определяется эффективностью частного сектора экономики и государственно-частного партнерства (ГЧП). О необходимости развития подобного взаимодействия в последнее время говорится немало. Но что означает ГЧП? Каким образом выстраивается система государственно-частного партнерства в Казахстане? Мнением на этот счет в беседе с нашим корреспондентом поделился член Комитета Сената по экономическому развитию и предпринимательству – Прежде всего следует понимать: не любое взаимодействие государства и бизнеса можно называть государственно-частным партнерством. Недопонимание этого явления в нашей стране отчасти возникает из-за отсутствия четкого определения в законодательстве. В настоящее время Сенат работает с законопроектом о внедрении новых видов ГЧП, расширении сфер их применения, который как раз закладывает понятие процесса. После завершения работы над законопроектом появится четкое определение: государственно-частное партнерство – форма сотрудничества между государством и субъектами частного предпринимательства, направленная на финансирование, создание, реконструкцию и (или) эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения. |
Президент нашей страны уделяет большое внимание этому закону и развитию государственно-частного партнерства в целом. В январском Послании Нурсултан Назарбаев отметил, что государство предложит частным инвесторам, предприятиям и гражданам специальные инструменты совместного финансирования, ремонта и реконструкции жилья и коммунальных объектов, будут внедряться новые финансово-экономические инструменты поддержки образования, здравоохранения и т. д.
Активизация элементов всесторонней поддержки предпринимательства как ведущей силы национальной экономики, построение диалога на принципах государственно-частного партнерства будут способствовать дальнейшей консолидации бизнеса.
Именно на это направлен законопроект, который позволит привлечь в социально-ориентированные проекты бизнес и инвесторов.
– Насколько известно, «первые ласточки» ГЧП появились в Казахстане почти десять лет назад…
– Точнее, в 2005 году. Тогда за счет частного капитала мы запустили первые два проекта ГЧП для предоставления общественно значимых услуг: строительство железной дороги Шар – Усть-Каменогорск и межрегиональной линии электропередачи Северный Казахстан – Актюбинская область. Следует признать, что инициативы впервые построить столь крупные объекты не за счет средств бюджета, несмотря на первоначальный скепсис, заслуживают уважения за смелость подхода.
– Но одновременно и без критики не обходится. Какие уроки извлечены из первого опыта?
– Проблемы, к сожалению, имеются, и многие из них мы рассчитываем решить с помощью рассматриваемого законопроекта. Есть и объективные причины. В нашей стране с ее огромной территорией, сложными климатическими условиями и невысоким платежеспособным спросом «традиционная» концессия работает не всегда эффективно. Первые концессионные проекты были реализованы в условиях отсутствия достаточного правового поля. И уже в процессе их реализации концессионеры столкнулись, например, с нестыковками между положениями договора концессии и требованиями антимонопольного законодательства. Привлечение денежных средств из пенсионных фондов и привязка стоимости денег к уровню инфляции привели к существенному удорожанию проектов. Есть и другие вопросы, но все проблемы, которые поднимали концессионеры и государственные органы, нашли отражение в проекте закона. Особенно важно для нас теперь четко корреспондировать законодательство о ГЧП и отраслевые законы.
Между тем нельзя не отметить и успешный опыт. В декабре 2007 года был реализован концессионный проект по строительству и эксплуатации нового терминала международного аэропорта Актау. В сентябре 2009 года он был введен в эксплуатацию. Пропускная способность терминала составляет 450 пассажиров в час, в нем есть вся необходимая инфраструктура, он оборудован современными средствами безопасности, новейшими электронными и электромеханическими системами. Услуги терминала рассматриваются как неразрывная часть деятельности международного аэропорта, который в 2010 году признан самым «перспективно развивающимся аэропортом стран СНГ».
Имеет место положительный тренд увеличения пассажиропотока по этому проекту: если в 2009 году терминалом было обслужено 238 тыс. пассажиров, то в 2011 году этот показатель вырос на 45% и составил 346 тыс. человек. Пока мы рассматриваем этот концессионный проект как наиболее успешный.
– Как человек, который непосредственно принимал участие и в реализации проектов, и в законотворческой деятельности по ГЧП, отметьте наиболее важные новшества, привносимые разрабатываемым законопроектом…
– Первое. Расширение финансовых механизмов реализации ГЧП-проектов. В соответствии с мировой практикой предлагается внедрение нового механизма их реализации – «платы за доступность». Это означает, что государство обеспечит равномерную выплату инвестиционных и эксплуатационных затрат концессионера с учетом вознаграждения концессионера за эксплуатационную готовность объекта.
Второе. Внедрение новых видов контрактов ГЧП. В соответствии с Законом «О концессиях», принятым в 2006 году, в Казахстане применяется только концессия по механизму «BTO» (строительство – передача – эксплуатация).
Другие модели, применяемые в международной практике и позволяющие шире привлекать частный сектор в проекты ГЧП, пока законодательно не закреплены. Этот пробел мы намерены устранить, расширив линейку контрактов.
Третье. Совершенствование процедур подготовки ГЧП-проектов. Для повышения качества отбора концессионеров, сокращения сроков подготовки проектов предлагается проводить отбор по принципу предварительной квалификации, основанной на опыте компании, с применением двухэтапного конкурса.
Немало изменений связано с реализацией проектов в сфере естественных монополий, совершенствованием мер государственной поддержки концессионера, налоговым и бюджетным регулированием в области ГЧП.
– Вы считаете внедрение законодательных новелл поможет активизировать процесс государственно-частного партнерства?
– Законопроект предлагает множество механизмов и инструментов, которые позволят реализовать все основные модели проектов ГЧП и привлечь бизнес к решению социальных задач.
Все эти механизмы давно внедрены в мире, и опыт многих стран (Великобритании, Южной Кореи, Франции, Канады) показывает их состоятельность для продвижения частного капитала в социальные инвестиции.
К примеру, муниципальные здания и современное метро в Лондоне – проекты ГЧП. Во Франции практически все публичные автопаркинги построены по принципу государственно-частного партнерства. Платные дороги в Европе, которые так славятся своим качеством – тоже ГЧП. В Италии политика страны всегда направлена на уменьшение участия государственных финансов в инфраструктурных проектах по предоставлению услуг, что позволяет снизить государственный долг. Это – основная причина, по которой там создано специальное ведомство ГЧП. По аналогичной причине инициатива частного финансирования в 1992 году впервые появилась и в Великобритании, где этот инструмент используется вместо повышения налогов. Очень динамично развивается рынок ГЧП в Индии, где правительство разрешило участвовать частному сектору в инфраструктурных проектах примерно десять лет назад.
Что касается практики Казахстана, то могу сказать следующее: когда имеются правовая база, опыт применения ГЧП, поддержка со стороны государства, потребность населения и самое главное – заинтересованность бизнеса, почему бы этой сфере не развиваться более активно?
Беседовала Ольга СОКОЛАЙ
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 0.290 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |