В апреле текущего года Высший попечительский совет Назарбаев Университета, Назарбаев Интеллектуальных школ и Назарбаев Фонда утвердил Стратегию Назарбаев Университета на 2013-2020 годы. Это событие ознаменовало новый этап развития в жизни Университета. Согласно международной практике, стратегия Университета должна представлять собой его «судьбу», то есть прерогативами должны стать долгосрочная жизнеспособность и ожидаемое превосходство Университета. По этому принципу и разрабатывалась Стратегия. О том, какие цели и задачи ставятся Стратегией Назарбаев Университета, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает вице-премьер РК Е.Т.Орынбаев. |
- Ербол Турмаханулы, что собой представляет принятая недавно Стратегия Назарбаев Университета?
Стратегия определяет основные цели и направления,- обеспечивающие эффективное и динамичное развитие Университета с целью становления передовой модели высшего образования, которая станет эталоном для всех вузов страны. В Стратегии изложены этапы развития и результаты совместных усилий сотрудников, преподавателей, студентов и исследователей Университета в 2013-2020 годы. Видением Университета является подготовка ученых и специалистов, руководителей и предпринимателей, необходимых для развития и процветания Казахстана и мира. Миссией Университета является становление модели проведения реформ в системе высшего образования и науки Казахстана и внесение вклада в становление Астаны, как международного центра инноваций и знаний.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о стратегических целях, стоящих перед Назарбаев Университетом.
- Первая цель - лидерство в реформировании системы образования в Казахстане. Необходимо обеспечить передачу опыта Университета казахстанским высшим учебным заведениям и исследовательским центрам. Назарбаев Университет призван стать новой «точкой роста» в системе высшего образования страны. В своем ежегодном Послании народу «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» в январе 2012 года Президент Н. Назарбаев подчеркнул, что нужно распространять опыт Назарбаев Университета и Назарбаев Интеллектуальных школ на всю систему образования, чтобы подтянуть к их уровню все образовательные учреждения. Особенностью организации системы управления академической деятельностью Назарбаев Университета является наличие академической свободы и автономности, права самостоятельно разрабатывать академические программы. Эта автономность предоставлена Университету Законом «О статусе Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев фонд». Для обеспечения коллегиальности и прозрачности определения политики образовательного процесса Университета, в соответствии с международной практикой, созданы коллегиальные органы, такие, как Академический и Научный советы и Профессорско-преподавательский сенат.
Начиная с прошлого года, Университет совместно с Министерством образования и науки приступил к работе по определению Концепции передачи опыта управления Университетом. Университет будет осуществлять передачу своего опыта не только в сфере академической деятельности, но и в области инноваций и внедрения науки в производство, а также создания интегрированной академической системы здравоохранения. Таким образом, для казахстанского высшего образования Назарбаев Университет является экспериментальной площадкой, позволяющей государству реформировать существующие университеты и создавать новые институты в сфере высшего образования.
Вторая цель - академическое лидерство. Образовательные программы Назарбаев Университета включают программу предуниверситетской подготовки, программы бакалавриата по инженерно-техническому, естественно-научному, социально-гуманитарному направлениям, программы магистратуры и докторантуры в области образования, бизнес-администрирования и государственной политики. Процесс обучения основан на современных технологиях зарубежных партнеров с использованием комбинации лекций, лабораторных и индивидуальных занятий, выполнения кейсов и групповых проектов, решения проблемных задач и проведения экспериментов. Программы ориентированы на развитие коммуникативных навыков, критического мышления, умения выявлять и решать проблемы, а также работать в команде. Кроме того, учебный процесс по образовательным программам, предлагаемым Школами Университета, регламентируется разработанными и утвержденными учебными планами по каждой специальности, академическим календарем и расписанием занятий. Преподавателями Школ Университета самостоятельно разработаны курсы, учебно-методические материалы по читаемым дисциплинам, часть из которых разрабатывалась на основе рекомендаций зарубежных вузов-партнеров.
Третья цель - научное лидерство. Университет должен сформировать систему научных исследований мирового класса в партнерстве с лучшими учеными и исследовательскими центрами мира. В рамках Назарбаев Университета будут созданы национальные научные центры мирового уровня в области энергетики и междисциплинарных наук. Создание национальных научных центров, лабораторий позволит объединить усилия ведущих отечественных и зарубежных ученых для проведения передовых междисциплинарных исследований по приоритетным направлениям научно-технологического развития страны.
Назарбаев Университет использует опыт своих партнеров в управлении научными процессами, в привлечении зарубежных научных экспертов, в развитии научных исследований. В Университете формируется современная система организации и управления научной деятельностью, соответствующая стандартам мировых исследовательских университетов.
- Вы говорили также о создании интегрированной академической системы здравоохранения.
- Да, это четвертая стратегическая цель - создание модели оказания услуг здравоохранения. Одной из главных составляющих Назарбаев Университета является реальная интеграция образования, исследований и клинической практики. Задачей Университета станет развитие и укрепление медицинского кластера, который будет представлен медицинской и другими школами по подготовке кадров здравоохранения, научными центрами Университета и клиниками Национального медицинского холдинга. Целями медицинского кластера, или интегрированной академической системы здравоохранения (ИАСЗ) будет достижение прорыва в клинической диагностике и лечении путем объединения усилий исследователей и врачей; улучшение качества и продвижение достижений в экономически эффективном медицинском обслуживании. Кроме того, здесь будет осуществляться обучение и подготовка нового поколения профессионалов здравоохранения, а также ученых-врачей, практикующих в сферах фундаментальных наук и клинической медицины. Предусмотрено привлечение талантливых исследователей и клиницистов для создания и усиления бренда ИАСЗ Университета.
Исследователи и клиницисты из Центра наук о жизни и Национального медицинского холдинга будут основателями актуальных направлений фундаментальных и прикладных исследований в Казахстане и на постсоветском пространстве. Они будут возглавлять проекты по внедрению новых методов диагностики и лечения заболеваний. Конкурентоспособность на мировом рынке медицинских услуг будет обеспечена интеграцией клиник Национального медицинского холдинга с мировым научно-клиническим сообществом и созданными конкурентными преимуществами.
ИАСЗ Назарбаев Университета выйдет в лидеры системы здравоохранения Казахстана, Центральной Азии, стран СНГ и укрепит свои позиции в мировом научно-клиническом пространстве. Она станет эталоном для медицинских организаций страны, будет способствовать эффективному обеспечению системной модернизации отрасли на основе синергии медицинской практики, науки и образования, реализации инновационных клинических программ, обеспечит эффективный трансферт технологий в систему здравоохранения.
- Какие задачи стоят перед Университетом в области инноваций и внедрения науки в производство?
- Это - пятая стратегическая цель. Университет должен стать основным двигателем инноваций в Казахстане и создать основу для становления Астаны в качестве регионального центра инноваций. Инновации и внедрение науки в производство становятся решающим фактором развития и роста конкурентоспособности национальной экономики. Уровень развития наукоемких технологий в настоящее время является характеристикой экономического развития и научно-производственного потенциала страны. Передовой мировой опыт свидетельствует о том, что интегрированные научно-образовательные структуры обеспечивают подготовку качественно новых специалистов, востребованных на рынке труда, а технологические изменения в производстве, основанные на использовании новейших знаний, способствуют экономическому росту страны.
В Послании Главы государства «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» ставится задача создать интеллектуально-инновационный кластер вокруг Назарбаев Университета. Это будет способствовать становлению Университета в качестве исследовательского университета мирового уровня. Кластер должен обеспечить благоприятные условия для ученых и предпринимателей, а также способствовать выведению на рынок результатов научных исследований.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что Назарбаев Университет должен стать первым исследовательским университетом Казахстана международного уровня. С его деятельностью связана реализация основных приоритетов страны, в том числе, таких, как: интенсивное наращивание исследовательского потенциала; индустриально-инновационное развитие страны; обеспечение перехода к образованию, отвечающему требованиям инновационной экономики.
- Спасибо за беседу.
Национальное информационное агентство «КазИнформ» Время загрузки страницы 0.507 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |