Концепция новой модели госслужбы, не успев вступить в свои права, вызвала переполох среди управленцев формируемого корпуса «А», а конкретно – акимов районов, недавно проходивших в Астане тестирование. Завалили «вступительные экзамены», например, в Костанайской области 7 акимов, Северо-Казахстанской – 6, Акмолинской – 4. Одни себя тешат пересдачей, другие надеются на снисхождение, дескать, первопроходцам могут простить их профессиональную некомпетентность, третьи взялись паковать чемоданы, подыскивая для себя должность в корпусе «Б». |
Между тем в кулуарах пошли нездоровые разговоры в адрес новой модели госслужбы. По мнению обывателей, она задумана преждевременно, в ту пору, когда общество испытывает кадровый голод. И еще одна тема на кухонной площадке проскальзывает: теоретики остаются, практики, то есть крепкие хозяйственники, уходят.
Последних почему-то начали сравнивать с водителями. Наиболее опытные, уверенно чувствующие себя за рулем, как правило, плавают на экзаменах по теории, а те, кто на этих же экзаменах выглядит молодцом, слабы в практике вождения – примерно такие высказываются мнения.
Отчасти согласен, отчасти – нет. Лично знаю некоторых акимов на севере, заваливших тестирование. На мой взгляд, несправедливая участь постигла лишь одного, народ за него двумя руками. Об остальных тот же народ говорит: им поделом.
Однако, как мне видится, главная проблема не в уходящих, а в приходящих: кто займет вакантную должность, и окажется ли новый аким более эффективным и авторитетным управленцем, ведь новая модель госслужбы преследует именно эту цель.
Вопрос далеко не праздный. Жизнь показывает: районные акимы, а речь сегодня идет только о них, не всегда приходятся ко двору после своего назначения. Эта категория госуправленцев почему-то стала мельчать, терять лицо лидеров местной исполнительной власти, вызывать справедливые нарекания со стороны населения.
Помню, как отдельных успешных акимов прежде называли глыбами. «За ним, как за стеной», – отзывались люди о хозяине района. Сегодня «хозяин района» исчез в неизвестном направлении, его сменил руководитель новой формации, амбициозный, но без царя в голове. А это уже, согласитесь, огромная разница.
Возьмем Айыртауский район СКО. Акимы в нем и года не задерживаются, освобождаются по отрицательным мотивам. Потому что назначались по чьей-то рекомендации, по чьей-то протекции. Вот и выходит – что посеешь, то и отсеешь. Почему вышестоящее начальство идет на поводу обстоятельств – тому тоже есть свои причины. У него практически выбора нет, так как нет достойного кадрового резерва.
Ситуация напоминает чем-то футбольную. Если у тренера большая скамейка запасных, он в критическую минуту призывает под знамена резервистов, добиваясь поставленной цели. В нашем случае скамейка запасных как таковая отсутствует, оттого в элитном кресле политического, госслужащего, бывает, оказываются случайные люди...
В то же время рядом с нами ходят достойные, но с ними никто не работает, действуя по принципу «свято место пусто не бывает». Номинально, может, и не бывает, а фактически, как знать.
По щучьему велению и моему хотению акимовский корпус таким, каким он должен быть, не сформировать. Жизнь нас давно тычет носом – элитных управленцев надо серьезно и ответственно готовить, предварительно изучая их деловые, волевые, моральные качества на руководящих должностях, к чему как раз и призывает новая модель госслужбы.
Правда, первые ее шаги оказались резонансными, но это скоро пройдет. Главное – не потерять на вновь прокладываемой дороге кадровый стержень. Аким, как говорили прежде, должен быть и в Африке акимом, а кадровая чехарда, особенно основанная на протекционизме, хотите вы этого или не хотите, приведет в тупик.
Александр КУЗЕННЫЙ
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 0.392 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |