Все желающие могут пройти пробное тестирование на сайте Агентства по госслужбе. Закончился первый этап отбора чиновников в элитный корпус «А». В нем участвовали 95 карагандинцев, из которых больше 30 человек экзамен не выдержали. Корреспондент nv.kz обратился и к ним с просьбой поделиться впечатлениями от тестирования на государственную пригодность, но некоторые госслужащие не согласились на откровенный разговор. |
Вопросы на внимательность
Чиновники на себе ощутили то, что чувствует перед ЕНТ каждый выпускник. В мае госслужащие проходили тестирование, чтобы попасть в корпус «А». В нем предусмотрено всего 550 мест, а кандидатов было 2024. Конкурс почти как в вузе – четыре человека на место. Все претенденты на зачисление в корпус «А» первым делом сдавали тестирование на знание Конституции и девяти законов. В их числе законы «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», «О местном государственном управлении и самоуправлении» и «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» и др. Чтобы пройти дальше, кандидатам нужно было ответить правильно минимум на 70 вопросов из 100. На это им отводилось всего 80 минут.
Выпускники после ЕНТ часто жалуются на некорректные вопросы вроде: «Какой размер ноги Абылай хана в сантиметрах?», «Какого цвета плаща Чингисхана?» или «Сколько комнат в доме Розы Рымбаевой?» Интересно, попадались ли чиновникам каверзные задания?
- Вопросы были немножко запутанными, – делится своим мнением бывший начальник управления сельского хозяйства Бауржан Асанов. – Например, «Что не относится к правам государственных служащих?» или «Что не относится к обязанностям госслужащего?» Если не вникнуть в суть, то можно допустить ошибку. Раньше вопросы были шаблонные, стандартные, а на этом тестировании все поменялось. Я считаю, тут только внимательность и логика поможет. Если с логическим мышлением слабовато, то экзамен ты не сдашь.
А вот акиму Жанааркинского района нашей области экзамен не показался сложным. Габдрахман Омаров уже много лет на госслужбе. К подобным он тестированиям привык.
- У меня никаких трудностей не было, – говорит Габдрахман Игликович. – Я такие тесты не первый раз сдаю. Конечно, у нас было мало времени на подготовку. Я же действующий госслужащий, а многие претенденты не работают. Поэтому, мне кажется, у них было больше времени, чтобы подготовиться. Я же каждый день на работу ходил, а вечерами и ночами готовился к тестированию. Можно сказать, вместе с семьей готовился. Они знали, что в это время меня тревожить нельзя.
«С компьютером лукавить нельзя»
Тех, кто прошел первое испытание, допускали к тестам на определение личностных и управленческих компетенций. Они призваны выяснить, есть ли у кандидата в корпус «А» такие черты характера как этичность, коммуникативность, ориентация на конкуренцию и на качество. Здесь, как рассказали корреспонденту nv.kz претенденты, некоторые вопросы застали их врасплох.
- Перед тестированием нас предупредили, что с компьютером лукавить нельзя, – рассказывает аким Нуринского района Кудайберген Бексултанов. – Например, стоит такой вопрос: «Вы не раздражаетесь, когда к вам часто приходит один и тот же работник и отпрашивается?» Варианты ответов «да» или «нет». Понимаете, здесь вся загвоздка в частице «не», из-за нее можно запутаться. Потом, через некоторое время, компьютер снова ставит перед вами тот же вопрос, но только по-другому сформулированный. И если вы на них ответите по-разному, то в конце компьютер выдаст, что вы отвечали неискренне или не поняли суть.
Этот тест Кудайберген Бексултанович сдал, впрочем, как и другой кандидат в корпус «А» Бауржан Асанов. Правда, как признался чиновник, он не понял, как компьютер определяет личностные и управленческие качества человека.
- Во время тестирования на компьютере ты отвечаешь на определенные вопросы, а потом он выдает результат, – объясняет Бауржан Конирбаевич. – Ну, например, личностные качества у вас средние, управленческие очень высокие, при этом искренность ниже среднего. Вот мне непонятно, как компьютер делает такой вывод?
Кроме того, кандидаты проходили логический тест и тест на знание государственного языка. На ЕНТ выпускники частенько пытаются пронести шпаргалки и сотовые телефоны в надежде ими воспользоваться. Интересно, пытались ли госслужащие сделать что-то подобное? Этот вопрос мы задали тем, кто проходил тестирование, но все они ответили, что пронести запрещенный предмет было невозможно.
- Перед входом мы проходили через металлодетектор и выкладывали из карманов сотовые телефоны, – рассказывает аким Нуринского района. – Проверка у нас была строже, чем перед Единым национальным тестированием. Мы находились в кабинетах, где установлены видеокамеры. Там не то, что шпаргалку достать, даже посмотреть друг на друга и слово сказать нельзя. К тебе сразу подходят и делают замечание, а после второго замечания сразу выпроваживают из кабинета.
Куда сдавать подарки?
Примерные вопросы, которые могли попасться кандидатам в корпус «А» во время экзамена, опубликованы на сайте Агентства по делам госслужбы www.kyzmet.gov.kz. Здесь же каждый желающий может пройти онлайн-тестирование на знание Конституции, Кодекса чести госслужащих, четырех законов и казахского языка.
Корреспондент nv.kz тоже решила попробовать свои силы. Я прошла три теста и в каждом из них набрала необходимое количество баллов. Это притом, что Конституцию я последний раз читала в школе, а про закон о борьбе с коррупцией слышала только из уст сотрудников финансовой полиции. В итоге за тест на знание главного закона Казахстана я получила 15 баллов из 20 возможных, за закон о коррупции 10 из 20 баллов. А вот Кодекс чести госслужащего, как оказалось, я знаю лучше всего: 8 правильных ответов на 10 вопросов.
Большинство вопросов мне, неподготовленному человеку, не показались сложными. На них можно ответить, используя только логику. Но один вопрос из теста про закон о борьбе с коррупцией поставил меня в тупик. Он звучит так: «Подарки, поступившие без ведома должностного лица, подлежат». Ответы: «в семидневный срок выкупу по рыночной цене», «в 15-дневный срок передаче в республиканский бюджет» или «в семидневный срок безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд». Угадайте, какой вариант правильный? Оказалось, третий. Законопослушный госслужащий должен сдать свои подарки в госфонд.
Тестирование на знание государственного языка корреспондент nv.kz тоже прошла. Результат – 18 правильных ответов из 20 возможных. В онлайн-тесте был такой вопрос: «Отметьте правильный вариант слова «Государство» на казахском языке». Даже без вариантов ответов любой школьник знает, что это «мемлекет». Были вопросы чуть сложнее, к примеру, как по-казахски звучит словосочетание «квалификационные требования» или «административный государственный служащий». Этот тест мне показался самым легким. По-моему, даже ученик 5-6 класса общеобразовательной школы сможет его сдать. А для взрослых чиновников можно было подготовить задания посложнее.
Акимы получили «неуд»
В итоге из 2024 человек, которые подавали документы, чтобы пройти тестирование в корпус «А», успешно его сдали 1124. Причем 64 кандидата на экзамен не пришли. И, как сообщает Агентство по делам госслужбы, 663 человека не набрали минимального количества баллов. В числе тех, кто получил «неуд», 38 претендентов из Карагандинской области. Самые известные из них – это акимы Актогайского, Бухаржырауского районов, а также градоначальники Сарани и Сатпаева.
Корреспонденту nv.kz удалось дозвониться до некоторых из них, но госслужащие отказались афишировать свою неудачу. А аким Бухаржырауского района Шагурашид Мамалинов сказал, что находится в отпуске, и попросил связаться с ним после того, как он выйдет на работу.
- Это могло случиться с любым человеком, – говорит аким Жанааркинского района Габдрахман Омаров. – Шагурашида Калиевича я уважаю, он грамотный менеджер с опытом. Я не думаю, что он не знает законы. Досконально все знать невозможно, тут еще и везение нужно. От состояния, в котором человек сдавал тестирование, тоже многое зависит. Может быть, он просто растерялся.
Подводя итоги первого этапа отбора в корпус «А», председатель Агентства по делам госслужбы заявил, что тестирование прошло без нарушений. Это отметили и карагандинцы, согласившись, что компьютер взяток не берет.
- Хочу отметить, что понимая, что глава государства дал указание провести честный, прозрачный, открытый отбор, – передает слова главы Агентства по госслужбе Алихана Байменова интернет-портал Tengrinews.kz. – Высокие должностные лица даже не пытались влиять на результаты тестирования, и это существенная разница между 1999 годом и нынешним этапом.
Вторым этапом отбора стало собеседование в региональной кадровой комиссии. Ее главой является Бауржан Абдишев. Как сообщила на прошлой неделе пресс-служба акима области, 57 кандидатов на зачисление в корпус «А» уже прошли собеседование. Результаты не сообщаются. Однако известно, что их обработают и внесут в виде предложений в Национальную комиссию. После собеседования в этой последней инстанции станет известно, кто войдет в элитный корпус «А».
Автор: Елена Ульянкина
Сайт газеты «Новый вестник» Время загрузки страницы 0.248 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |