7 июня 2013 года запомнится казахстанцам надолго. В этот день Президент страны Нурсултан Назарбаев о своем решении отложить повышение пенсионного возраста для женщин на четыре года. Благодаря этому сотни тысяч казахстанок вздохнули с облегчением. Однако это только откладывает непопулярную на будущее. |
В связи с этим экспертами «Казпотребнадзора» разработан комплекс предложений, направленных на решение узловых проблем пенсионной проблемы Казахстана, сообщается на сайте объединения.
Проблема №1. Низкая доля работающих казахстанцев, производящих регулярные отчисления в пенсионные фонды.
Именно этой проблемой обусловлен практический провал накопительной пенсионной системы. Данная проблема многогранна и имеет ряд причин:
Причина №1. Сокрытие доходов. Ни для кого не секрет, что тысячи казахстанцев по прежнему получают «серые» зарплаты (официальная зарплата составляет 18-25 тысяч тенге, а остальная часть выплачивается в конвертах). Результат такой практики – малый размер пенсионных выплат и фактический провал накопительной пенсионной системы. В сложившейся ситуации виноваты, прежде всего, фискальные органы, которые фактически не могут обеспечить выплаты налогов (и как следствие пенсионных отчислений) исходя из реального размера доходов граждан.
Решение:
- Существенное повышение размера минимальной заработной платы (до 40 тысяч тенге). Мера может сопровождаться дифференсацией минимальной заработной платы в зависимости от размера среднего показателя в области, а также размера населенного пункта (областной центр, малый город, село и т.д.).
- Форсирование процесса введения обязательного декларирования доходов, а главное расходов для всех жителей Казахстана (данное новшество неоднократно откладывалась без веских на то оснований).
- Введение нормы об обязательном отчислении пенсионных выплат для работающих граждан в размере не менее трех МРП (около 5 тысяч тенге). При этом если 10% от официальной заработной платы составляют меньшую сумму, разницу должен платить работодатель из своих средств.
Причина №2. Оценка уровня безработицы. Согласно официальным данным уровень безработицы в стране постоянно находится на уровне чуть выше 5% — выдающийся показатель даже в сравнении с развитыми странами. Однако почти треть трудоспособного населения числится в категории самозанятых (2,6 млн. из 9 млн.). Многие из них фактически являются безработными.
Решение. Прежде всего, Правительству следует перестать гнаться за столь желанными цифрами и составить реальную картину рынка труда, отказавшись от критерия «самозанятый». Исходя из этого, необходимо строить планы и разрабатывать стратегии по созданию новых рабочих мест. Сейчас же, в условиях искаженной статистики правительство действует фактически наугад.
Причина №3. Безработица в сельской местности. Большинство сельских жителей в Казахстане фактически не живут, а выживают из-за дефицита рабочих мест. В отдаленных селах люди в буквальном смысле видят деньги в основном только в виде пенсий стариков. Работы, за которую платят «живые» деньги нет вообще. После отмены солидарной системы жители таких сел будут вынуждены вернуться к натуральному обмену, так как денег на покупку каких бы то ни было товаров, не будет вообще. Следует отметить, что в данном случае речь идет об условиях жизни почти половины населения Казахстана – согласно официальным данным, в сельской местности Казахстана проживает более 7,5 млн. человек.
Решение. Государство должно принять волевое решение – либо полностью расселить жителей тысяч таких сельских населенных пунктов вокруг городов, либо возобновить систему закупа продукции у крестьян (заготконторы) и обеспечения их необходимым минимумом для ведения хозяйства по советскому образцу. В последнем случае речь идет о фактическом возвращении к плановой экономике на селе и осуществлении регулярного госзаказа на сельскохозяйственную продукцию.
Проблема №2. Низкая доходность пенсионных фондов.
Доходность большинства пенсионных фондов сейчас находится на уровне даже ниже официальной инфляции. Объединение пенсионных фондов не решает проблему, а только усредняет средний показатель доходности. Для любого думающего гражданина выгоднее уклониться от уплаты обязательных пенсионных взносов, а вместо этого, например, положить эти деньги на депозит, где уровень доходности гарантирован на уровне 9,4% годовых в тенге.
Решение. Для решения проблемы люди сами должны хотеть отчислять пенсионные взносы. Для этого государство должно удваивать процентную ставку по пенсионным взносам за счет доходности ценных бумаг, в которых хранятся средства Национального фонда. Например, если доходность по пенсионным взносам за год составила 6%, правительство будет добавлять еще столько же. При этом суммарная доходность по пенсионным вкладам должна быть не ниже 10% в год. В таком случае люди сами будут стремиться отчислить в пенсионные фонды как можно больше средств.
Проблема №3. Недоверие население по отношению к пенсионным фондам.
Большинство граждан воспринимают обязательные пенсионные отчисления, как своеобразный дополнительный налог и не рассчитывают получить эти деньги обратно в будущем.
Решение. После объединения пенсионных фондов в единый государственный, правительство должно официально взять на себя обязательство по бессрочному обеспечению сохранности накоплений граждан, вне зависимости от экономической конъюнктуры.
Проблема №4. Пенсионная неграмотность населения.
Большинство граждан до сих пор не информированы о постепенном отказе от солидарной пенсионной системы и не осознают важность регулярных отчислений в пенсионные фонды. Это рождает множество проблем.
Решение. Организовать серию мероприятий по разъяснению ключевых моментов пенсионной системы Казахстана и возможных вариантов пенсионной реформы в трудовых коллективах и через СМИ. Многие граждане, особенно проживающие в глубинке, не понимают, что в случае отсутствия пенсионных накоплений, в будущем они не будут получать пенсию вовсе. Необходимо внести в официальный обиход понятие «пенсионная грамотность» и разъяснять его гражданам начиная со школы.
Проблема №5. Кулуарное принятие решений.
Ключевые моменты реформирования пенсионной системы практически не выносились на суд общественности и разрабатывались в закрытом порядке. Участие внешних экспертов в обсуждении носило формальный характер. В результате вся пенсионная система свелась только к двум мерам: объединение пенсионных фондов и повышения возраста выхода на пенсию для женщин. Ничего больше правительственные чиновники придумать не смогли либо не сумели.
Решение. Для привлечения максимально широких кругов населения в процесс выработки предложений по реформированию пенсионной системы, необходимо организовать всеобщее обсуждение посредством внедрения механизмов краудсорсинга. Подобного рода механизмы широко используются во многих странах, в том числе в соседней России. Они обеспечивают всестороннее рассмотрение проблемы самыми разными экспертами.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.226 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |