На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Председателю Национального банка РК обратилась депутат Парламента , сообщает пресс-служба палаты. Депутат отметила, что банком предлагается создание в Казахстане Единого процессингового центра с владением Национальным банком Республики Казахстан 51% акций и одновременным законодательным запретом на занятие этим видом деятельности на территории республики для всех других участников рынка. В качестве обоснования подобного реформирования декларируется необходимость снижения стоимости карточных транзакций для населения. |
Вместе с тем предлагаемый Национальным банком вариант создания такого безальтернативного Центра несет существенные риски и создает серьезные препятствия для развития отечественных финансовых институтов.
Сегодня в республике уже функционируют 13 процессинговых центров, их создание в ближайшем будущем планируют и другие банки, имеется свыше 8 тыс. банкоматов и 33 тыс. POS-терминалов, принадлежащих банкам второго уровня.
В течение последних 3 лет средние тарифы за зачисление заработной платы на карточные счета снизились по рынку на 300% (с 0,6% до 0,2% в среднем по рынку). Для социально уязвимой категории клиентов, получающих пенсии и пособия, установлены нулевые тарифы. Три банка уже предлагают карты для заработной платы с нулевой комиссией за снятие наличных в любом банкомате.
По словам депутата, приведенная статистика свидетельствует о высоком уровне конкуренции на рынке процессинговых и эквайринговых услуг. Реализация предложения Национального банка означает их полную монополизацию, что приведет не только к изъятию части бизнеса у казахстанских структур и передачи их иностранным лицам, но и серьезно осложнит процессы вступления Казахстана в ВТО.
В Киргизии создание ЕПЦ осталось нереализованным, именно, в связи с противоречием принципов его функционирования условиям ВТО. Следует также напомнить, что в 2001 году с подачи Национального банка уже создавался Национальный процессинговый центр, в уставной капитал которого помимо Национального банка вошли часть банков. Этот Центр не смог конкурировать с существующими игроками на рынке. В итоге Нацбанк 3 года назад передал свою долю в Национальный процессинговый центр государственному холдингу «Зерде». Сейчас центр находится на стадии ликвидации.
«Изначально высокая стоимость проекта, значительный риск возникновения проблем при запуске вообще может на какое-то время приостановить карточные транзакции в стране. Запуск платежного карточного маршрутизатора – лишь первый этап. В дальнейшем инфраструктура Центра потребует постоянных дорогостоящих технологических обновлений. В сфере банковского обслуживания создание Единого центра в целом приведет к резкому снижению уровня сервиса для потребителей, так как станет невозможным дальнейшее развитие Интернет-банкинга, мобильного банкинга, других инновационных продуктов. Монополизация процессинговых услуг делает бессмысленным для банков совершенствование данного бизнес-направления со всеми вытекающими последствиями, включая реализацию постановления Правительства Республики Казахстан об осуществлении расчетов предпринимателей с использованием POS-терминалов», - говорит депутат.
«Таким образом, приходится констатировать, что серьезная государственная реформа, затрагивающая интересы предпринимателей, потребителей и государства, проводится без должных экономических расчетов о предполагаемых расходах республиканского бюджета, источниках финансирования этих затрат, размера потерь доходной части бюджета за счет свертывания целого направления финансовых услуг, предоставляемых частным сектором.
Уважаемый Григорий Александрович, просим Вас:
предоставить необходимые аналитические данные, подтверждающие эффективность данного проекта для Казахстана, и обоснованный анализ опыта создания Национального процессингового центра в 2001 году, включая допущенные ошибки при реализации проекта и размер бюджетных затрат на его реализацию;
обосновать перевод данного вида услуг из конкурентной среды в сферу государственной монополии;
провести оценку возможных последствий для развития казахстанских банков.
О результатах рассмотрения запроса просим сообщить в письменной форме и в сроки, установленные статьей 27 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», - подытожила она.
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А.Перуашев, Н.Жазылбеков, Е.Никитинская, А.Абильдаев, Т.Ергалиев, А.Туртаев.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.680 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |