«В настоящее время обсуждается вопрос заимствования Казахстаном за рубежом одного миллиарда долларов. К началу нынешнего года внешний долг Казахстана составил 137 млрд. долларов США. По показателю размера внешнего долга в расчете на душу населения, мы занимаем «печальное» лидерство среди стран СНГ – 1540 долларов на казахстанца. Для сравнения, каждый россиянин должен мировому капиталу 100 долларов США, белорус – 300 долларов США, украинец – 900 долларов США. |
Согласно данным Счетного комитета, на сегодняшний день внешний долг Казахстана составляет 68,3% от ВВП. Взяв миллиардный заем, мы приблизимся к критическому пределу в 70-80%.
Следует учесть, что мы, по-прежнему, зарабатываем в основном на
продаже энергоресурсов и металлов. Пока цены на экспортируемое минеральное
сырье достаточно высокие, мы уверенно держимся на
плаву, но при этом все меньше и меньше производим сами для собственного
внутреннего рынка. Правительство не смогло снизить нашу зависимость, хотя бы от
импорта продуктов питания, не эффективны пока и меры по диверсификации
экономики.
Особые опасения вызывают риски, связанные с долгом субъектов квазигосударственного сектора. Они могут стать источником фискального риска из-за бесконтрольного роста обязательств, просроченных платежей, а также потенциально возможной субсидиарной ответственности государства, как это произошло с БВУ в период последнего экономического кризиса.
«По итогам 2012г. из общего объема внешнего долга 48,5% (66,5 млрд. дол США) приходится на межфирменную задолженность, 10% (13, 6 млрд. дол. США) – на внешний долг банков и 4% (5,5 млрд. дол. США) представляет собой внешний долг сектора государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования», - отмечается в запросе.
Привлечение внешних займов во все больших масштабах может привести – как это уже случалось с рядом стран азиатского региона - к экономической и политической зависимости от стран-кредиторов.
Уже давно назрела необходимость оценки рисков, связанных с внешним заимствованием, которая должна стать неотъемлемой частью бюджетного планирования. Для оценки критичности ситуации решающее значение имеет достигнутый экономический уровень. Иными словами, платежеспособность зависит от темпов роста ВВП и экспорта, которые должны превышать темпы увеличения внешнего долга, если, конечно, мы ставим перед собой задачу укрепления платежеспособности страны. И, если за 2011г. прирост ВВП и экспорта составил соответственно 7,5% и 45%, при росте внешнего долга на 5,9%, то по итогам 2012г. эта динамика уже выглядит неблагоприятно – при росте внешнего долга на 9,4%, прирост ВВП и экспорта составляли лишь 5% и 4,4% соответственно.
Предлагаем в целях формирования эффективной системы контроля со стороны государства за состоянием долга, включая долг квазигосударственного сектора, перейти к практике индикаторной оценки ситуации в ежегодных планах и отчетах Правительства по бюджету, а также установить верхний предел для государственного и квазигосударственного долга - в совокупности в размере 60% к ВВП.
На основании вышеизложенного, просим Вас, рассмотреть наши предложения и проинформировать о планах Правительства относительно управления процессами, связанными с внешним долгом».
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А. Перуашев, А. Абильдаев, Т. Ергалиев, Н. Жазылбеков, М. Казбекова, А. Туртаев.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.563 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |
![]() ![]() |