Председатель Комитета автомобильных дорог Минтранскома объясняет эту меру как вынужденную, так как содержание автомагистрали забирает колоссальные средства из госказны. Отсчитывая километраж |
Сетование автовладельцев на введение платы Замира Сагинова несколько даже удивляет. Это привычные реалии для многих стран мира. Платные дороги появились еще в 50-х годах прошлого столетия. Соседний Китай – один из самых активных сторонников этой системы. Оплачивая проезд, автовладелец априори вносит свой вклад в содержание, строительство, проезд по туннелям, проезд под мостами и так далее.
За один километр проезда владельцу легковой машины в Казахстане придется выкладывать 1 тенге (для грузовых и автобусов – от 5 до 20 тенге в зависимости от грузоподъемности и количества мест в автобусе). Такой низкой стоимости нет ни в одной стране мира. Для сравнения: во Франции эта сумма эквивалентна 15 тенге, в Испании – 18 тенге, в Украине тоже ожидается это нововведение и поговаривают о 5,5 тенге за километр дороги.
Но для тех, кто проживает вдоль дороги (уже по направлению Астана – Боровое), километр будет обходиться вообще 50 тиын (50% скидка), а проезд же в своем районе бесплатен, объясняет З. Сагинов.
Появление платной дороги – это больше необходимость. Ведь поддержание магистрали на нужном уровне требует и хороших вложений. Не нужно забывать о территориальной и климатической особенностях Казахстана. Суровая зима приносит немало хлопот дорожникам. РГП «Казахавтодор», в чьи обязанности входит следить за удовлетворительным состоянием наших дорог, насчитывает порядка 3,5 тыс. сотрудников, да и единиц техники – 2 тыс. В целом если ранее на содержание трассы Астана – Боровое уходило 300 млн. тенге, то сейчас, после ее реконструкции, затраты оцениваются в 1 млрд. 300 млн. бюджетных тенге. Именно бюджетных, подчеркнул глава комитета, памятуя о противниках платы за магистраль, которые и так «обременены налогом на транспорт».
– Этот налог выплачивается не в республиканский бюджет, а в местный,– сказал наш собеседник. – Или, говорят некоторые, что есть еще и акцизы на бензин, лучше их повысить, а дороги оставить бесплатными. Я считаю, это неправильно. А что, спрашивается, делать, скажем, тем казахстанцам, которые живут в отдаленности от магистралей и не ездят по ним? Почему они должны платить за нее, покупая бензин?
Это цена за безопасность, уверяет Замир Сагинов.
– Если брать статистику, по сравнению с 2006 годом в 2012-м на направлении Астана – Боровое смертность уменьшилась более чем в 20 раз, число транспортных происшествий – в 4,5 раза. Это большой плюс, – сказал он.
Дорожный карт-счет
Но не станет ли небезопасной для нашей психики необходимость заплатить за проезд? Не будут ли возникать заторы в местах оплаты? Да и вообще, какова будет эта система? Эти вопросы мы также задали председателю Комитета автомобильных дорог. По словам Сагинова, на дороге будут только электронные кассиры-терминалы. Оплатить можно будет наличными, карточкой или дистанционно с помощью транспондера.
Пункты оплаты установлены на въездах в Астану и Щучинск, именно там автовладельцу нужно будет рассчитаться за путешествие.
Будем содержать, а не строить
Как выяснилось в разговоре, чем лучше дорога, чем выше ее категория и больше полос, тем дороже ее содержание. В мировой практике дороги первой технической категории сами зарабатывают на свое содержание, потому что это очень дорого. Знаменитая уже дорога Западная Европа – Западный Китай ежегодно будет требовать на содержание около 5 млрд. тенге.
– А если мы будем строить такие дороги за счет государства и содержать за счет бюджета страны, то это может привести к тому, что государство все деньги, которые направляются в дорожную отрасль, будет тратить только на содержание дорог, – сказал З. Сагинов. – А ведь в Казахстане есть и другие дороги, которые надо развивать. Это и Астана – Алматы, Алматы – Усть-Каменогорск, Астана – Павлодар. Есть еще и Актобе – Атырау – Астрахань или участок дороги между Бейнеу – Актау, который находится в неудовлетворительном состоянии, есть Жезказганский регион, Караганда, выход на Кызылорду.
А вы готовы заплатить 1 тенге за свою безопасность?
Айгуль СЕРИКОВА
Напомним, как сообщалось ранее, постановлением Правительства РК утверждены тарифы для проезда по платной дороге «Астана - Щучинск». Стоимость проезда для легкового двухосного автомобиля по маршруту из Астаны в Боровое составит 200 тенге.
Для удобства автовладельцев автомагистраль разделена на 5 зон, протяженность которых определена территориальными границами прилегающих районов. Сумма платы за проезд будет складываться из тарифов за проезд по каждой пересекаемой зоне.
Отметим, что для автовладельцев, проживающих в Шортандинском, Аккольском, Буландинском, Енбекшильдерском и Бурабайском районах Акмолинской области, предусмотрены льготные тарифы. Плата за передвижение внутри своего района с автовладельцев взиматься не будет.
Запустить систему платности в промышленную эксплуатацию планируется в третьей декаде мая.
Фото Astana LIFESTYLE
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 1.431 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |