В обществе доминируют негативные оценки ситуации в казахстанской армии. Об этом сообщает ОО «Казпотребнадзор». В канун очередного дня казахстанской армии - 7 мая, исследовательское агентство «Рейтинг.kz» и ОО «Казпотребнадзор» провели интернет-опрос для выявления отношения граждан к празднику, казахстанской армии и всеобщей воинской повинности. Однако в связи с неутешительными результатами опроса, было принято решение не омрачать праздник информацией о фундаментальных проблемах казахстанской армии. |
Полученные результаты свидетельствуют, что казахстанский аналог дня защитника отечества еще не стал для граждан по-настоящему значимым. Это может быть связано с низкой долей мужчин, служивших в казахстанской армии.
При этом следует ожидать, что выделение праздника в качестве выходного дня будет способствовать его популяризации.
Каждый пятый казахстанец считает 7 мая обычным днем. Более половины (57,8%)опрошенных респондентов дают неудовлетворительную оценкуположению дел в казахстанской армии. Почти половина оценивает боеготовность казахстанской армии на низком уровне.45,8% считают, что служба в армии должна быть добровольной (по контракту).
Как Вы воспринимаете День защитника отечества – 7 мая? Результаты опроса свидетельствуют, что праздник казахстанских мужчин воспринимается в обществе по-разному. Для не доминантного большинства респондентов (41,9%) это значимый праздник. У более чем трети опрошенных данный день ассоциируется, прежде всего, с возможностью отдохнуть. При этом для каждого пятого респондента это самый обычный день в году.
Как Вы оцениваете положение дел в казахстанской армии? При оценке ситуации в казахстанской армии доминируют негативные мнения – в сумме только 17,5% респондентов дает выраженные положительные оценки. Треть респондентов считают положение дел отечественной армии удовлетворительным и более половины (57,8%) дают неудовлетворительную оценку.
Таким образом, можно говорить, что в обществе доминируют негативные оценки ситуации в казахстанской армии. Вероятно, это можно объяснить регулярными скандалами, связанными с дедовщиной, а также нарушениями при закупе вооружения.
Как, на Ваш взгляд, изменилось положение дел в казахстанской армии за последние 5 лет?При ответе на данный вопрос респондентами доминируют негативные оценки. Число респондентов отмечающих отрицательную тенденцию превосходит число оптимистов почти в два раза. При этом большинство опрошенных граждан, отмечают отсутствие всякой динамики в последние годы.
Резко негативные оценки на вопрос о характере изменения ситуации в казахстанской армии свидетельствуют о том, что текущий путь реформирования военной сферы пока не приносит желаемых результатов. Более того, руководству военного ведомства не удается остановить регресс в военной сфере.
Необходимо отметить, что почти весь пятилетний срок оборонным ведомством управляет Адильбек Джаксыбеков. За этот период проведена серия реформ, однако, судя по результатам настоящего опроса, они не только не улучшили, но и усугубили ситуацию в ведомстве.
Как Вы оцениваете текущую боеспособность казахстанской армии? Почти половина опрошенных респондентов оценивают боеготовность казахстанской армии на низком уровне – самый популярный вариант ответа. Почти столько же характеризуют боеспособность казахстанской армии как среднюю. Только каждый 14 респондент оценивает боеспособность казахстанской армии на высоком уровне.
Результаты ответов по данному вопросу во многом объясняют негативные оценки относительно динами изменения ситуации в казахстанской армии за последние пять лет. Можно говорить, что казахстанская армия не выполняет главной функции армии в мирное время – обеспечение уверенности граждан в своей собственной безопасности в будущем.
Оправданы ли на Ваш взгляд текущие затраты государственного бюджета на развитие, содержание и повышение боевой готовности вооруженных сил?
Двое из пяти респондентов считают текущие затраты на содержание казахстанской армии не оправданными. Почти столько же характеризуют их как «частично оправданные». Лишь, 6% убеждены, что текущие расходы оправданы полностью.
Вероятно, что столь критичные оценки респондентов в отношении бюджета оборонного ведомства связаны с отсутствием
- видимых результатов расходования этих средств.
- конфликтов, где ведомство сыграло бы какую-то положительную роль.
Только за последние четыре года ежегодный бюджет Министерства обороны вырос почти в два раза - с 209,1 до 348,4 млрд. тенге. Однако общество не видит результатов столь внушительного роста финансирования.
Как Вы относитесь к всеобщей воинской обязанности? Среди респондентов наблюдается неоднозначное отношение к всеобщей воинской повинности. Менее трети из них считают службу в армии обязанностью каждого гражданина. Доминирующее мнение (45,8%)– служба в армии должна быть добровольной (служба по контракту). Популярностью среди респондентов пользуется также введение альтернативной службы. Каждый четвертый поддерживает данную меру.
Ответы на данный вопрос свидетельствуют о несовершенстве действующего формата срочной службы в Казахстане. Очевидно, что численность армии не переходит в качество, что обуславливает целесообразность кардинальное преобразования оборонного ведомства.
Как Вы полагаете, хотят ли сегодня юноши в большинстве своем служить в армии? По мнению респондентов, желание служить в армии молодых людей зависит от уровня материального благосостояния семей, из которых они происходят. Двое из пяти респондентов убеждены, что в армии хотят служить в основном юноши из малоимущих семей.
Лишь 16% опрошенных граждан считают, что уровень благосостояния новобранцев не влияет на их желание исполнить свой гражданский долг перед родиной. Более 40% принявших участие в опросе считают, что молодежь не хочет служить в армии.
Результаты опроса свидетельствуют, что высокий уровень расслоения общества существенно влияет на портрет среднестатистического солдата срочника. Фактически служба в армии превратилась в средство выживания беднейшей части молодежи.
Для изменения ситуации предлагается комплекс кардинальных мер. Нижеприведенные рекомендации направлены в первую очередь в адрес Совета безопасности Казахстана.
1. Сократить на 50% количественный состав регулярной армии и солдат срочной службы с одновременным увеличением численности внутренних войск и погранслужбы. Данная мера особенно актуальна в виду:
- отсутствия потенциальных внешних конфликтов, где армия смогла бы сыграть значительную роль в обеспечении победы над внешним врагом;
- дефицита средств в государственном бюджете на содержание армии;
- коррупции в оборонном ведомстве.
Увеличенный штат внутренних войск можно будет использовать для обеспечения государственных нужд невоенного характера, например при локализации чрезвычайных ситуаций.
2. Отказаться от всеобщей воинской повинности и перейти к добровольной армейской службе (служба по контракту). При условии существенного сокращения армии, желающих «отдать свой долг родине» будет вполне достаточно. Переход к добровольной службе будет способствовать улучшению восприятия армии.
3. Административными и законодательными методами обеспечить привлечение к воинской службе детей государственной элиты страны и всячески тиражировать такую практику через СМИ.
4. Увеличить объем средств, выделяемых на пропаганду воинской службы по примеру США. Текущие меры по повышению имиджа армии вызывают прямо противоположенную реакцию. Ярким примером этого является последний воинский парад. Столь помпезное мероприятие на фоне повсеместного сокращения финансирования социального блока получило жесткие критические оценки в экспертной и журналистской среде и было воспринято значительной частью населения как «пир во время чумы». Кроме того, в результате проведения парада был ранен чабан и его сын, что также его значительно омрачило.
5. Ввести реальные механизмы отчетности оборонного ведомства за расходование средств, в том числе через интернет.
6. Кардинально изменить модель реагирования на всевозможные скандалы в структуре оборонного ведомства. Сейчас фактически действует модель сокрытия нарушений. Вместо этого необходимо внедрить модель полной открытости оперативного реагирования и демонстративного наказания лиц, замешанных в скандалах.
7. Оптимизировать порядок привлечения лиц на платные военные курсы для подготовки резерва армии. В антикоррупционный комитет при ОО «Казпотребнадзор» уже поступило несколько сигналов о повышенном спросе на данные курсы и как следствие наличие коррупционной составляющей при отборе. Перспектива легально получить военный билет за месяц, заплатив около 210 тысяч тенге интересна многим казахстанцам. Это дает возможность для дальнейшей работы в силовых ведомствах.Для сокращения коррупционной составляющей необходимо:
- увеличить число мест для снижения ажиотажа;
- в 2,5 раза увеличить легальную плату за прохождение курсов до создания достаточного количества мест для всех желающих;
- вносить в военный билет граждан прошедших платные месячные курсы специальную пометку, которая ограничивает возможности для работы в элитных силовых структурах (прежде всего КНБ, финансовой полиции).
Опрос проводился среди пользователей интернета в конце апреля - начале мая 2013 года. На вопросы анкеты ответили более 800 респондентов. В виду специфики интернет аудитории Казахстана можно предположить, что большинство респондентов являются молодыми гражданами преимущественно из крупных городов Казахстана.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.354 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |