Уже столько написано о том, что некоторые казахстанские учебники грешат ошибками, опечатками и многими другими недостатками, которые чаще всего ставят в вину авторам этих самых учебников. Мы решили взглянуть на проблему с другой стороны – глазами тех, кто не только решает эти задачи, учит по этим учебникам детей, но и сам их пишет.
|
Наша читательница Айжан КАСЕНОВА пошла в школу разбираться с оценками своего сына-пятиклассника Армана. Из-за болезни мальчик пропустил одну тему, учил ее дома с родителями, однако учитель математики упорно ставила ребенку тройки, даже не объясняя за что. Простые дроби стали казаться ребенку чем-то страшным и непостижимым. Когда мама Армана подошла к учителю, та показала ей учебник математики и сообщила: «Я требую от вашего ребенка записывать дроби так, как дано в учебнике. Хотя я и сама знаю, что это грубая ошибка, но обязана давать материал по учебнику».
Не смогла повлиять на учителя и директор школы (по специальности, кстати, тоже математик), которая, придя на урок математики, сразу же обнаружила грубую ошибку в работе учителя. Но учитель вновь кивнула на учебник. И ведь формально она права!
Ситуация нас заинтересовала, тем более что и у нас самих дети в школе учатся, поэтому мы решили разобраться вместе с родителями Армана: кто прав – учитель или автор учебника?
Директор одной из школ Алматы с физико-математическим уклоном и рецензент учебника математики за 5-й класс Абдимажит ОТЕШ считает, что сегодня нужно говорить не столько об учебниках, сколько о качестве преподавания в школах:
– Заметив ошибку, учитель должен указать на нее ученику и не допускать ее в своей работе. Ведь помимо учебника есть и другие источники информации.
Преподаватель истории в вузе Кайрат ОСПАНОВ, а также отец двоих школьников считает, что школьное образование должно быть четким, без разночтений:
– Учебники становятся некой аксиомой для дальнейшей сдачи ЕНТ, тестов промежуточного государственного контроля – и потому ошибок в них быть категорически не должно!
Конечно, логика есть во всех суждениях, но если взять США, то в тамошних учебниках (даже вузовских!) ошибки, опечатки встречаются на каждом шагу, их замечают не только преподаватели, но и студенты. Их исправляют и учатся дальше. Но от этого система образования в целом не страдает.
– Чтобы родился настоящий учебник, нужны десятилетия, – говорит одна из директоров школ-гимназий Алматы. – Но, к сожалению, за годы независимости возможность создать что-то свое была реализована в самом непонятном ее воплощении. В учебниках часто встречаются опечатки, откровенные ошибки, авторы словно пытаются заново изобрести велосипед, хотя он уже в мире существует! Ну что можно нового придумать после советских учебников, которые были писаны целыми авторскими коллективами? Однако мы почему-то этот опыт отринули, а свой не приобрели…
Нам же после таких слов вспомнилось недавнее выступление министра образования и науки РК Бакытжана ЖУМАГУЛОВА, который откровенно возмущался тем, что писать казахстанские учебники зачастую доверяют зарубежным специалистам:
– Зачем привлекают к написанию учебников киргизских или узбекских ученых? Разве у нас, в Казахстане, своих ученых или авторов не хватает? Конечно, они (зарубежные авторы) пишут у нас ради гонораров, потому что такую сумму, которую заплатят у нас, им там никто не положит на стол. Мало того, привлекают в основном авторов преклонного возраста. Я не хочу обидеть никого из них, но возникает вопрос: зачем? – возмущался министр.
Абдимажит ОТЕШ говорит, что за те гонорары, которые платят в Казахстане, при этом не освобождая специалиста от основной работы, вряд ли удастся привлечь к написанию учебников специалистов высокого класса.
– Я как-то написал книгу, даже не учебник, который требует куда больших сил и умственного напряжения! Мне за нее заплатили… 30 тысяч тенге. Смогу я прожить на эти деньги?
Автор учебников математики для 5-го и 6-го классов Турсынкуль АЛДАМУРАТОВА считает, что учебники, написанные ею, уже переживают третье издание, и в каждое из них она вкладывает огромные усилия:
– Вы думаете, я не учитываю замечаний, предложений? Каждый год стараюсь отшлифовывать учебник, добавляю новые технологии решения задач, которые появляются в современном мире. Ведь наука не стоит на месте, и наши дети тоже не должны отставать. Если мой учебник не понимают учителя, то в этом нет моей вины.
Меня часто обвиняют в том, что в моих учебниках размещены задачи по химии и физике. Но математика – царица всех наук! Мой учебник подготавливает учеников к усвоению и этих предметов тоже…
– Получается, что учителя просто «не догоняют» ваши новшества?
– После каждого переиздания я читаю авторские курсы для учителей в институте повышения квалификации учителей, мы решаем задачи. Но почему-то большая часть учителей на время курсов не освобождается от занятий. Поэтому они часто «прогуливают» мои уроки. А в одних только методических рекомендациях разъяснить весь свой учебник я не могу. И упрощать его – тоже: я привожу в нем задачи трех уровней – для гуманитариев, среднего уровня и логические задачи олимпиадного уровня. Ограничивать развитие детей нельзя…
О том, что ситуация с учебниками в Казахстане далека от идеальной, свидетельствует тот факт, что перед Новым годом в Астане заседал Республиканский совет по рассмотрению результатов экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и пособий.
Он является третьей независимой инстанцией по рассмотрению представленных республиканским научно-практическим центром «Учебник» и Национальной академией имени Ы. Алтынсарина экспертных заключений на учебники и учебно-методические комплексы (УМК). И принимает окончательное решение по рекомендации их для использования школами республики.
По данным Министерства образования, размещенным на сайте, всего республиканским советом были рассмотрены экспертные заключения на 853 учебника и учебно-методические комплексы. В итоге 223 учебника и УМК направлены на доработку, 16 учебников и УМК не рекомендованы.
Впрочем, добиться раскрытия подробностей работы этого совета мы не смогли. К примеру, некоторые депутаты, официально входящие в его состав, как оказалось, не принимали участия в его работе. Хотя в прошлые годы в своих запросах мажилисмены интересовались механизмами работы издательств и авторских коллективов и сетовали на то, что в наших учебниках так много науки и так мало педагогики.
P.S. Мы бы хотели пригласить к дискуссии по качеству учебников учителей, родителей, экспертов, ученых и просто неравнодушных людей. Если у вас есть на этот счет свое мнение или конкретные факты, пишите на электронный адрес kanafina@caravan.kz.
Сайт газеты «Караван»
Время загрузки страницы 0.244 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |