Это серое, с виду ничем не примечательное здание хранит в себе множество секретов. В начале прошлого века здесь обосновалось НКВД. Через допросы и пытки прошли десятки тысяч человек. Многие домой уже не вернулись. Среди них – Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Ильяс Жансугуров. Только за один месяц с середины февраля по середину мая 1938 года во внутренней тюрьме расстреляли 641 человек. Позже именно здесь и решили открыть Музей жертв политических репрессий. |
Жумабек Ашуулы, президент Ассоциации жертв политических репрессий:
В 2004 году мы открыли этот музей. Первый этап охватывал период с 1916 по 1934 годы. Потом мы готовились ко второму, это с 1905 по 1986 годы. Собирали документы, экспонаты, и вдруг в 2005 году это здание приватизировали. Отдали в частные руки.
Здание переоборудовали под офисы, а экспонаты передали в городской музей. Места для размещения всех композиций не хватило. Большинство из документов, личных вещей и фотографий репрессированных, которые собирались годами, оказались в подвальных хранилищах. Власти пообещали выделить для музея новое здание, но с тех пор прошло уже семь лет, а воз и ныне там.
Мамбет Койгельди, доктор исторических наук, профессор:
Музей, посвященный жертвам политических репрессий в Казахстане, должен быть, прежде всего, в Алматы. Потому что Алматы тогда был столицей Республики Казахской. Репрессии в конце 20-30-х годов начинались именно с Алматы.
Аскар Жакулин – внук известного политического деятеля Ягуды Кушукова. В начале прошлого века Кушуков стал первым казахом, который получил профессиональное медицинское образование. В качестве лекаря он объездил всю страну. Активное участие Ягуда Кушуков принял в восстании 16-го года. Он призывал народ создать национальную партию. За свои идеи лекарю пришлось заплатить дорогой ценой. В 1933 году его репрессировали.
Аскар Жакулин, внук репрессированного Ягуды Кушукова:
Эта часть истории страны нужно вспоминать как большую трагедию. Историю тех времен нужно хорошо изучить. Только тогда люди смогут сами все понять и оценить ситуацию того времени. Если говорить о моем деде, это всего лишь маленькая трагическая часть истории и жизни того времени.
Героическое прошлое предков должно стать примером для потомков, уверен президент Ассоциации жертв политических репрессий Жумабек Ашуулы.
Жумабек Ашуулы, президент Ассоциации жертв политических репрессий:
Мы, не зная свою историю, не сможем воспитать будущее поколение. Для этого мы должны восстановить музей политически репрессированных, и он должен служить народу.
Карима Куралова, корреспондент:
Все, что осталось от музея сейчас – вот этот памятник жертвам политических репрессий у здания. Хотели снести и его, но историки-энтузиасты отстояли. Они уверены, музей нужно не только вновь открыть, но непременно вернуть в прежнее здание. Ведь даже стены здесь пропитаны историей.
Сайт телеканала Астана
Время загрузки страницы 0.232 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |
![]() ![]() |