Тема республиканского референдума по продлению полномочий первого президента до конца 2020 года широко обсуждается не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Не осталась в стороне и сверхдержава, известная во всем мире своей борьбой за демократию. Соединенные Штаты Америки критикуют данную инициативу и дают понять, что референдум может иметь серьезные международные последствия для страны, еще только строящей демократическое общество. Что на это может ответить Казахстан? Агентство КазТАГ обратилось за комментариями к депутату сената парламента, члену комитета палаты по международным делам, обороне и безопасности Гани Касымову. |
- До инициирования депутатами предложения о назначении референдума, за которое позже проголосовал весь парламент, вы говорили о необходимости проведения выборов, а не референдума. Сейчас вы изменили свое мнение?
- Я не изменил мнение. Я говорю, что это (проведение референдума – КазТАГ) соответствует Конституции. Надо все делать по закону. Если Конституция предусматривает такой механизм, если мы его грамотно, правильно реализуем, то нарушений нет. И в данном случае вопрос должен быть таким: нарушается ли конституционный закон «О выборах» или сама Конституция? Я отвечу: нет, не нарушается.
Референдум тоже предусматривается как институт выборности. Так как голосует народ. И поэтому вы, я, все пойдем голосовать.
- А как вы считаете, почему президент отклонил предложение парламентариев? Это связано с международной реакцией на инициативу?
- Это вопрос не ко мне. Кто отказал, к тому и обращайтесь.
Я считаю, что мы не должны оглядываться на кого-то и, наверное, никогда не будем. Мы сейчас такое мощное, креативное государство, что любые госдепы должны на нас смотреть, на нашу позицию, а не мы на их. Может быть, раньше когда-то это было иначе. А сейчас мы будем жить по своему уставу, по своим законам.
- После Нового года посольство США в Казахстане распространило заявление своего правительства, которое считает, что референдум – это отход от демократии. По-вашему, мы действительно делаем шаг назад?
- У них у самих на всех уровнях - на федеральном, на штатовском, на муниципальном - проводятся референдумы. Мы же не высказываем своего мнения. Мы считаем, что это их внутреннее дело. У них каждый год сотни референдумов проходят. Прежде чем у кого-то соринку видеть в глазу, у себя надо бревно рассмотреть.
- Но у них нет референдумов по продлению президентских полномочий…
- У них нет, а у нас есть. Что тут особенного? В этом вся разница. У них много других вопросов, которых нет у нас. И что, они должны на нас равняться?
Каждый живет по своему уставу. Мы имеем отличия. И при этом мы интересны друг другу.
- А вы считаете, что таким образом США пытаются вмешаться в нашу политику?
- Каждая страна имеет право на свое суждение. Поэтому это не означает, что мы под их дудку должны бросаться в пляс. А точка зрения - пусть будет у каждого своя. И уровень восприятия демократии или демократических процессов в каждой стране разный.
Я думаю, что умение находить взаимоприемлемые компромиссные решения, которое продемонстрировали мы на саммите ОБСЕ по итоговому документу, это и есть демократический принцип волеизъявления всех стран. Когда приехали с разными мнениями, зачастую даже противоправными по отношению друг к другу, а вышли на одно, единое решение. Это нормально.
Мало ли, что госдепартамент США (заявляет – КазТАГ). Мы теперь по указке госдепа жить должны? Это ж невероятно! Их мнение нам, например, не подходит.
По материалам: КАЗТАГ
Сайт газеты «Диапазон» Время загрузки страницы 0.194 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |