В регионе самые большие сельхозугодия – 4,7 млн га, из которых 4,3 млн – отдано под зерновые. Для сравнения: в соседней СКО из 4,4 млн га яровых зерновые разместят на 3,5 млн га. Впрочем, физические объемы площадей далеко не гарантия большого урожая. Он в прямой зависимости совсем от других факторов: влаги, тепла, плодородия почв и, конечно, семян, с которыми в отдельно взятой Костанайской области нынче проблемы. И даже не с семенами, а с деньгами для их приобретения. В минувшем году регион более других пострадал от засухи и в зиму ушел с дефицитом семян в 53 тыс. тонн. Но опытные станции и хозяйства-репродукторы сумели создать резерв для покрытия этого дефицита. Солидные субсидии на приобретение элитных семян выделил республиканский бюджет, на семена первых репродукций впервые раскошелился бюджет области. Однако… забуксовало кредитование в семействе АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро», о чем «Литер» сообщал в номере за 27 апреля – «Кто сердит на кредит?». С тех пор ситуация почти не изменилась. |
Вот данные пресс-службы АО «Каз-Агро» на 15 мая, когда север страны уже приступил к массовому севу. Поступило более 3,5 тыс. заявок на 67,5 млрд тенге кредитов. Одобрено финансирование 2,7 тыс. заявок на 51 млрд. Из них 44,5 млрд направлено в распоряжение хозяйств. Между тем направлено – еще не получено. Для получения нужно оформить кучу бумаг, а «весенний день год кормит». Другой вопрос: что делать тем, чьи заявки еще не одобрили, а если одобрили, то деньги еще «не направлены»? В вышеупомянутой публикации в «Литере» сообщалось, что на конец апреля хозяйство – репродуктор «Раскуль» не смогло продать ни одной тонны из 10 тысяч тонн семян первого класса – у покупателей не было денег. Их нет и сегодня, и ждать уже нельзя. Семена расхватывают мельницы: отборное зерно с клейковиной до 30 процентов, а хозяйство несет убытки в 100 долларов на каждой тонне. На муку вынуждена пустить 1300 тонн элитных семян пшеницы Карабалыкская СХОС. По просьбе областных руководителей их не стали продавать аграриям Челябинской области – до последнего дня держали для своих крестьян. А наши до последнего дня остаются без заемных средств. Более того, по той же причине крестьяне не могут выкупить льготную солярку. На что надеяться, когда в сеялки засыпают зерно без роду-племени, и каким окажется соотношение цен тонны будущего урожая и солярки?
Низы хотят, верхи не могут. 26 апреля Счетный комитет при президенте РК предупредил: между холдингом «КазАгро» и МСХ нет эффективного взаимодействия. Доходы первого резко упали, а расходы выросли. Коэффициент рентабельности за последние 2 года снизился вдвое. В начале мая глава правительства Серик Ахметов раскритиковал МСХ за низкую производительность труда и плохое финансирование отрасли: «Самый главный вопрос – банки второго уровня, которые сегодня не финансируют отрасль сельского хозяйства».
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.256 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |